Кейс-метод, его сущность и функции
Кейс- метод, возникнув практике обучения в высших учебных заведениях, постепенно стал использоваться и в школьном преподавании, что обусловлено высокой результативностью данной методики.
Кейс-метод основан на применении кейсов – учебных задач, имеющих практическую направленность и предназначенных для группового или индивидуального решения.
Использование кейс-метода в образовании обладает следующими преимуществами:
- Развивает мотивацию к учению на основе демонстрации жизненного, практического применения получаемых знаний.
- Стимулирует анализировать представленную проблемную ситуацию, выделяя в ней главное и второстепенное.
- Способствует формированию навыков коммуникации и речевой культуры.
Сущность применения кейс-метода в обучении русскому языку предполагает:
- Организацию работы минигрупп на уроке над решением одной и той же образовательной задачи.
- Представление информационного материла, необходимого для решения задачи, но содержащегося в себе элементы проблемного обучения.
- Обучение коммуникации в группе, распределению ролей и совместной работе над задачей.
- Развитие навыков презентации своего решения и его аргументации.
- Коллективное обсуждение предложенных решений и их оценка.
В процессе работы над кейсами ученики получают представление о практическом применении лингвистических навыков, учатся взаимодействовать в ходе принятия совместного решения. Делегирование полномочий в процессе работы над учебным заданием снижает уровень тревожности, создает ситуацию успеха и формирует положительный эмоциональный фон на уроке.
Применение кейс-метода в обучении русскому языку в школе
Содержание языкового кейса включает следующие компоненты:
- проблемную ситуацию,
- материал, необходимый для ее решения,
- учебно-практическую задачу, которая направлена на разрешение противоречия, имеющегося в проблемной ситуации.
Дидактическая ценность кейса состоит в том, что он не дает готового решения проблемной задачи, а предоставляет ученикам возможность самостоятельно найти решение предложенной проблемы с опорой на имеющуюся информацию. Педагог при составлении кейса должен четко осознавать образовательную цель выполнения задания, а также понимать, какие навыки и способы действий усвоят ученики, делая предложенные задания.
Рассмотрим технологию кейс-метода на примере конкретной учебной ситуации. На уроке, посвященном официально-деловому стилю речи, ученики, разделенные на группы, получили кейсы с заданиями составить определенные виды официальных документов: заявление, расписку, доверенность, автобиографию. К кейсам были приложены рекомендации к составлению этих документов. Ученикам было предложено проанализировать рекомендации, выявить характерные особенности документов официально-делового стиля и самостоятельно составить предложенные виды документов. Другая проблемная ситуация была организована на уроке развития речи. Ученикам был предложен кейс с редакторским заданием осуществить рерайт текста сочинения, добившись уникальности текста на уровне не менее девяноста процентов. К кейсу были приложены материалы инструктивного характера, содержащие рекомендации по подбору лексических и стилистических синонимов, поиску синонимичных синтаксических конструкций, а также использованию онлайн-сервисов редактирования текстов.
Как видно из анализа содержания и структуры предложенных заданий, кейсы ориентируют учеников на поиск рациональных способов деятельности в незнакомой ситуации, эффективном применении полученных навыков при решении жизненных задач. Это приучает видеть в языке коммуникативный инструмент, позволяющей человеку решать профессиональные и социальные задачи.
Жизненность кейса предполагает включение учеников в пространство реального использования языка. Например, существуют контрольные кейсы, ориентированные на поиск и исправление ошибок на изученные нормы. Их выполнение не только проверяет уровень усвоения темы и степень сформированности практических навыков, но и помогает оценить способность ученика к самоконтролю в ходе выполнения задания.
При использовании кейс-метода необходимо помнить, что он не имеет универсального характера. Это лишь одна из форм, способных активизировать процессы самостоятельного обучения, поэтому кейс-метод имеет преимущество перед традиционным обучением как более практико-ориентированный и предоставляющий большую свободу в выборе путей освоения программного материала. Однако его использование требует длительной подготовки со стороны учителя, выдвигает повышенные требования к уровню и навыкам самоорганизации учеников.