Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Кейс-метод в обучении русскому языку в школе

Кейс-метод, его сущность и функции

Кейс- метод, возникнув практике обучения в высших учебных заведениях, постепенно стал использоваться и в школьном преподавании, что обусловлено высокой результативностью данной методики.

Определение 1

Кейс-метод основан на применении кейсов – учебных задач, имеющих практическую направленность и предназначенных для группового или индивидуального решения.

Использование кейс-метода в образовании обладает следующими преимуществами:

  1. Развивает мотивацию к учению на основе демонстрации жизненного, практического применения получаемых знаний.
  2. Стимулирует анализировать представленную проблемную ситуацию, выделяя в ней главное и второстепенное.
  3. Способствует формированию навыков коммуникации и речевой культуры.

Сущность применения кейс-метода в обучении русскому языку предполагает:

  1. Организацию работы минигрупп на уроке над решением одной и той же образовательной задачи.
  2. Представление информационного материла, необходимого для решения задачи, но содержащегося в себе элементы проблемного обучения.
  3. Обучение коммуникации в группе, распределению ролей и совместной работе над задачей.
  4. Развитие навыков презентации своего решения и его аргументации.
  5. Коллективное обсуждение предложенных решений и их оценка.

В процессе работы над кейсами ученики получают представление о практическом применении лингвистических навыков, учатся взаимодействовать в ходе принятия совместного решения. Делегирование полномочий в процессе работы над учебным заданием снижает уровень тревожности, создает ситуацию успеха и формирует положительный эмоциональный фон на уроке.

Применение кейс-метода в обучении русскому языку в школе

Содержание языкового кейса включает следующие компоненты:

  • проблемную ситуацию,
  • материал, необходимый для ее решения,
  • учебно-практическую задачу, которая направлена на разрешение противоречия, имеющегося в проблемной ситуации.
«Кейс-метод в обучении русскому языку в школе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Дидактическая ценность кейса состоит в том, что он не дает готового решения проблемной задачи, а предоставляет ученикам возможность самостоятельно найти решение предложенной проблемы с опорой на имеющуюся информацию. Педагог при составлении кейса должен четко осознавать образовательную цель выполнения задания, а также понимать, какие навыки и способы действий усвоят ученики, делая предложенные задания.

Рассмотрим технологию кейс-метода на примере конкретной учебной ситуации. На уроке, посвященном официально-деловому стилю речи, ученики, разделенные на группы, получили кейсы с заданиями составить определенные виды официальных документов: заявление, расписку, доверенность, автобиографию. К кейсам были приложены рекомендации к составлению этих документов. Ученикам было предложено проанализировать рекомендации, выявить характерные особенности документов официально-делового стиля и самостоятельно составить предложенные виды документов. Другая проблемная ситуация была организована на уроке развития речи. Ученикам был предложен кейс с редакторским заданием осуществить рерайт текста сочинения, добившись уникальности текста на уровне не менее девяноста процентов. К кейсу были приложены материалы инструктивного характера, содержащие рекомендации по подбору лексических и стилистических синонимов, поиску синонимичных синтаксических конструкций, а также использованию онлайн-сервисов редактирования текстов.

Как видно из анализа содержания и структуры предложенных заданий, кейсы ориентируют учеников на поиск рациональных способов деятельности в незнакомой ситуации, эффективном применении полученных навыков при решении жизненных задач. Это приучает видеть в языке коммуникативный инструмент, позволяющей человеку решать профессиональные и социальные задачи.

Жизненность кейса предполагает включение учеников в пространство реального использования языка. Например, существуют контрольные кейсы, ориентированные на поиск и исправление ошибок на изученные нормы. Их выполнение не только проверяет уровень усвоения темы и степень сформированности практических навыков, но и помогает оценить способность ученика к самоконтролю в ходе выполнения задания.

При использовании кейс-метода необходимо помнить, что он не имеет универсального характера. Это лишь одна из форм, способных активизировать процессы самостоятельного обучения, поэтому кейс-метод имеет преимущество перед традиционным обучением как более практико-ориентированный и предоставляющий большую свободу в выборе путей освоения программного материала. Однако его использование требует длительной подготовки со стороны учителя, выдвигает повышенные требования к уровню и навыкам самоорганизации учеников.

Дата последнего обновления статьи: 26.07.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot