Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Изучение имени прилагательного в школе

Место прилагательного в школьном курсе языкознания

Курс русского языка в отечественной школе построен на системно-грамматической основе. Это значит, что ведущим в освоении языковых разделов и тем является представление об уровневом и системном характере языка, взаимосвязи его единиц, а также их функции в составе целого.

Одной из основных языковых категорий выступают лексико-грамматические классы (то есть части речи), их признаки и функции. В ходе обучения дети не только знакомятся с единицами языка (звуками, морфемами, лексемами, предложениями), но и осваивают их грамматическое значение, а также правила использования в речи, обусловленные возможностями языковой системы.

Прилагательное занимает одно из центральных мест в системе именных лексико-грамматических классов наряду с существительным и числительным. Обозначая свойства и признаки предметов, оно обогащает атрибутивную лексику ребенка, делает ее более выразительной и богатой.

Изучение прилагательного начинается еще в начальной школе и продолжается в основной, где в пятом-шестом классах дети знакомятся с темой монографически. Оно позволяет обобщить ведения, полученные в начальной школе, а также дополнить и расширить сведения о прилагательном. В частности, ученики знакомятся с его разрядами, а также степенями сравнения, узнают о возможности различного синтаксического функционирования прилагательных (в виде определения и сказуемого). На данном грамматическом материале изучаются и темы, связанным с правильным написанием имен прилагательных: например, вопросы правописания суффиксов -к- и -ск-, сложных прилагательных и проч.

Изучение имени прилагательного в школе: морфологический аспект

Морфологический аспект знакомства с прилагательным связан с освоением его грамматических признаков: разрядов (семантико-морфологических классов), способов образования сравнительной и превосходной степени, кратких и полных форм, а также особенностей согласования и функционирования в предложении.

«Изучение имени прилагательного в школе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Изучая прилагательное как самостоятельный лексико-грамматический класс, ученики знакомятся с его общекатегориальным значением признака. Это имеет первостепенную важность для последующей дифференциации прилагательных и причастий, основанной в том числе и на противопоставлении постоянного и временного признака.

Знакомство с разрядами имеет важное грамматическое значение. Так, к образованию степеней сравнения и краткой формы способны в основном качественные атрибутивы, поэтому важно научить различать их с относительными и притяжательными. Кроме этого, само по себе образование форм сравнения часто становится грамматической ошибкой, когда происходит смешение простой и составной формы (более лучше, самый наихудший). Поэтому для профилактики нарушения грамматических норм необходимо создать у учеников четкий алгоритм образований степеней сравнения.

Дифференциация кратких и полных форм помогает избежать синтаксических ошибок: например, использования в качестве однородных членов краткой и полной формы атрибутива (Миша умен и старательный. Бабушка приветлива и ласковая).

Освоением норм согласования является залогом правильного построения словосочетаний и предложений: в старом пальтишке, новое платьице, с яблочным повидлом, в одной кроссовке.

Имя прилагательное и речевая культура учеников

Ортологический аспект культуры речи при изучении прилагательного связан с соблюдением как грамматических, так и правописных норм.

В области это случаи верного образования форм сравнительной и превосходной степени, которые не допускают смешения форм, а также нормативное согласование атрибутива и существительного.

Орфографическая работа затрагивает такие разделы правописания, как написание сложных имен прилагательных, слитное и раздельное их употребление с НЕ, написание суффиксов прилагательных (-чив-, -лив-, -к-/-ск-, суффиксов субъективной оценки: -еньк-/-оньк- и др.).

Важным аспектом также является и профилактика речевых ошибок, например, употребления синонимов, паронимов, антонимов, выраженных прилагательными. Наличие подобных ошибок свидетельствует о неточном знании значения атрибутива, неразвитом стилистическом чутье, а также неточности речи.

Для формирования навыков правильного употребления прилагательных в школе используются следующие задания:

  1. Наблюдение за контекстами, в которых используется имя прилагательное.
  2. Поиск и нахождение речевых ошибок, их исправление.
  3. Ведение словариков, в которых фиксируются трудные случаи в употреблении прилагательных в речи.
  4. Отработка орфографических правил путем разного рода упражнений (осложненное списывание, диктанты, творческие письменные работы).
  5. Морфологический анализ прилагательного или характеристика отдельных его грамматических признаков.
  6. Образование форм прилагательных по образцу.
  7. Составление словосочетаний и предложений с прилагательными.

Эффективному использованию прилагательных в речи обучают сочинения, изложения, эссе, особенно по заданным словам, а также комплексный анализ текста с наблюдением над функционированием в нем атрибутивов.

Дата последнего обновления статьи: 11.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot