Место прилагательного в школьном курсе языкознания
Курс русского языка в отечественной школе построен на системно-грамматической основе. Это значит, что ведущим в освоении языковых разделов и тем является представление об уровневом и системном характере языка, взаимосвязи его единиц, а также их функции в составе целого.
Одной из основных языковых категорий выступают лексико-грамматические классы (то есть части речи), их признаки и функции. В ходе обучения дети не только знакомятся с единицами языка (звуками, морфемами, лексемами, предложениями), но и осваивают их грамматическое значение, а также правила использования в речи, обусловленные возможностями языковой системы.
Прилагательное занимает одно из центральных мест в системе именных лексико-грамматических классов наряду с существительным и числительным. Обозначая свойства и признаки предметов, оно обогащает атрибутивную лексику ребенка, делает ее более выразительной и богатой.
Изучение прилагательного начинается еще в начальной школе и продолжается в основной, где в пятом-шестом классах дети знакомятся с темой монографически. Оно позволяет обобщить ведения, полученные в начальной школе, а также дополнить и расширить сведения о прилагательном. В частности, ученики знакомятся с его разрядами, а также степенями сравнения, узнают о возможности различного синтаксического функционирования прилагательных (в виде определения и сказуемого). На данном грамматическом материале изучаются и темы, связанным с правильным написанием имен прилагательных: например, вопросы правописания суффиксов -к- и -ск-, сложных прилагательных и проч.
Изучение имени прилагательного в школе: морфологический аспект
Морфологический аспект знакомства с прилагательным связан с освоением его грамматических признаков: разрядов (семантико-морфологических классов), способов образования сравнительной и превосходной степени, кратких и полных форм, а также особенностей согласования и функционирования в предложении.
Изучая прилагательное как самостоятельный лексико-грамматический класс, ученики знакомятся с его общекатегориальным значением признака. Это имеет первостепенную важность для последующей дифференциации прилагательных и причастий, основанной в том числе и на противопоставлении постоянного и временного признака.
Знакомство с разрядами имеет важное грамматическое значение. Так, к образованию степеней сравнения и краткой формы способны в основном качественные атрибутивы, поэтому важно научить различать их с относительными и притяжательными. Кроме этого, само по себе образование форм сравнения часто становится грамматической ошибкой, когда происходит смешение простой и составной формы (более лучше, самый наихудший). Поэтому для профилактики нарушения грамматических норм необходимо создать у учеников четкий алгоритм образований степеней сравнения.
Дифференциация кратких и полных форм помогает избежать синтаксических ошибок: например, использования в качестве однородных членов краткой и полной формы атрибутива (Миша умен и старательный. Бабушка приветлива и ласковая).
Освоением норм согласования является залогом правильного построения словосочетаний и предложений: в старом пальтишке, новое платьице, с яблочным повидлом, в одной кроссовке.
Имя прилагательное и речевая культура учеников
Ортологический аспект культуры речи при изучении прилагательного связан с соблюдением как грамматических, так и правописных норм.
В области это случаи верного образования форм сравнительной и превосходной степени, которые не допускают смешения форм, а также нормативное согласование атрибутива и существительного.
Орфографическая работа затрагивает такие разделы правописания, как написание сложных имен прилагательных, слитное и раздельное их употребление с НЕ, написание суффиксов прилагательных (-чив-, -лив-, -к-/-ск-, суффиксов субъективной оценки: -еньк-/-оньк- и др.).
Важным аспектом также является и профилактика речевых ошибок, например, употребления синонимов, паронимов, антонимов, выраженных прилагательными. Наличие подобных ошибок свидетельствует о неточном знании значения атрибутива, неразвитом стилистическом чутье, а также неточности речи.
Для формирования навыков правильного употребления прилагательных в школе используются следующие задания:
- Наблюдение за контекстами, в которых используется имя прилагательное.
- Поиск и нахождение речевых ошибок, их исправление.
- Ведение словариков, в которых фиксируются трудные случаи в употреблении прилагательных в речи.
- Отработка орфографических правил путем разного рода упражнений (осложненное списывание, диктанты, творческие письменные работы).
- Морфологический анализ прилагательного или характеристика отдельных его грамматических признаков.
- Образование форм прилагательных по образцу.
- Составление словосочетаний и предложений с прилагательными.
Эффективному использованию прилагательных в речи обучают сочинения, изложения, эссе, особенно по заданным словам, а также комплексный анализ текста с наблюдением над функционированием в нем атрибутивов.