Изучение диалектизмов в курсе родного языка
Изучение родного русского языка, не дублируя содержание языкового образования, позволяет ученикам глубже познакомиться с русским языком в историко-культурологическом аспекте, сформировать представление о его становлении и развитии, а также о системе современного русского языка, формах его существования и тенденциях изменения.
Изучение форм бытования общенационального русского языка базируется на формировании представлений о тех его пластах, которые лежат вне литературного языка и его норм, но составляют значительную часть языковой системы. Речь идет о диалектах, социолектах и просторечии как формах реализации общенационального языка.
Курс родного (русского) языка призван дать общее представление о русских диалектах, диалектных словах и их особенностях, современном состоянии диалектов под влиянием всеобщего образования, распространения СМИ, печатной литературы и средств виртуальной коммуникации. В ходе изучения данной темы дети знакомятся со следующими понятиями:
- Диалекты, говоры, наречия как разновидности русского национального языка.
- Диалектные слова (диалектизмы).
- Признаки диалектизмов, их употребление в речи носителей языка и в произведениях литературы.
- Примеры диалектизмов, встречающихся в разных регионах России, и их семантика.
- Примеры употребления диалектизмов в произведениях русских писателей и их функции.
Авторы учебного курса не ставят перед собой задачу дать ученикам специальные знания, например, охарактеризовать фонетические, лексико-грамматические особенности диалектов. Сведения носят ознакомительный характер и нацелены на формирование представления о богатстве и разнообразии русского национального языка, особенностях народной речи и ее использовании. Кроме этого, сведения о диалектных словах имею пропедевтическое значение: в местностях, где влияние особенностей диалектной речи на формирования языковых навыков особенно сильно, понимание места диалектизмов в системе языка, а также их отношения к литературной норме позволяет помочь ученикам избавиться от диалектных особенностей.
Методические аспекты работы с диалектизмами на уроках
Работа по изучению диалектной лексики строится с помощью различных упражнений:
- Детям предлагаются к прочтению тексты научно-популярного характера, содержащие информацию о диалектах, диалектной речи и ее особенностях, а также об отношении диалектов к литературному языку.
- На основе текстов теоретического характера учитель организует беседу о диалектах, выясняя степень понимания и осмысления прочитанного. Результаты обсуждения оформляется в тетради в виде тезисного плана и небольшого конспекта статьей из учебника.
- Учитель также может использовать систему практических заданий. К примеру, можно организовать наблюдение над языковым материалом: ученикам предлагается проанализировать диалектные слова и определить, какие признаки были положены в основу этих наименований. Так, сравнивая диалектные названия дождей («сечка», «косохлест», «сеногной»), ученики обращаются к словообразовательному анализу слов и восстанавливают их первоначальный смысл.
- Другой тип задания основан на определении лексического значения диалектных слов путем анализа их морфемного состава и словообразовательной структуры. Например, сравнивая названия ветра в говорах русского Севера, ученики приходят к выводу, что название «сиверко» относится к холодному северному ветру, «листодер» - к осеннему ветру во время листопада, «моряник» – к ветру, дующему со стороны моря, и так далее.
- Ученикам предлагаются задания, связанные с наблюдением за употреблением диалектных слов в отрывках из художественных произведений. Дети должны найти диалектизмы, объяснить их значение, а также роль в тексте (создание местного колорита, речевая характеристика персонажа).
- Задания частично-поискового характера предполагают обращение к дополнительным источникам информации (данным словарей, справочников, интернет-порталов) в поисках диалектных слов различной тематики.
- Подготовка мини-сообщений о русских говорах и диалектных словах.
- Проведение игр, тематических викторин, конкурсов на определение «знатоков» русской диалектологии.
- Составление кроссвордов с использованием диалектных слов.
- Подготовка коллективных проектов, например, «Краткого словаря местных говоров», иллюстративного альбома «Диалектные слова в произведениях русской литературы» и проч.
Данные задания способствуют развитию языкового чутья, обогащают представление о внелитературных элементах языка, помогают понять красоту и самобытность русского слова, учат видеть в диалектизмах не «порчу» языка, а отражение национальной самобытности и культуры. В то же время эти здания нацелены на выработку нормативной стороны речи, исключение диалектизмов из сфер общения, в которых используется русский литературный язык.