Изобразительное искусство как фактор мотивации в изучении РКИ
В современной лингводидактике центральными вопросами обучения РКИ становятся взаимодействие языка и культуры в различных образовательных контекстах, а также реализация личностно-ориентированного подхода в обучении. Первый принцип предполагает расширение сферы обучения РКИ за счет социокультурных сведений, входящих в содержание учебного материала, создание необходимого контекста, в котором существуют все языковые явления и факты. Второй принцип основан на понимании того, что мотивация к изучению языка является важней составляющей обучения, поскольку определяет уровень интереса к познанию нового и степень самостоятельности и активности обучающегося.
Для решения данных задач обучения РКИ преподаватели обращаются к сфере межкультурного взаимодействия, обогащая предметное содержание дисциплины средствами культуры и искусства, имеющими высокую эмоциональную и эстетическую ценность и формирующими необходимый мотивационный компонент в обучении.
Изобразительное искусство как сфера культуры и как направление творческой деятельности давно применяется в обучении не только в качестве самостоятельного предметного курса, но и как вспомогательный элемент на уроках музыки, литературы, русского языка, истории, технологии и проч.
Высокая мотивационная ценность изобразительного искусства обусловлена такими его качествами как экспрессивность, эстетичность, творческий характер.
В обучение изобразительное искусство формирует необходимую наглядность, создавая для учащихся визуальную опору, развивая воображение, стимулируя зрительную и образную память.
В практике преподавания русского языка произведения изобразительного искусства используются как эстетический материал для развития основных речевых навыков:
- Сочинения разных жанров на основе картин русских живописцев.
- Устные описания фотографий.
- Придумывание историй на основе серии сюжетных картин.
- Языковое моделирование или речетворчество с использование различных жанровых картин (миниатюр, портретов, натюрмортов).
В преподавании РКИ произведения изобразительного искусства являются фактором развития речевой деятельности инофонов и одновременно с этим выступают как средство повышения мотивации за счет формирования эмоционально-ценностного отношения к произведению искусства.
Методика развития учебной мотивации с использованием произведений изобразительного искусства
На занятиях по РКИ, на которых используются репродукции картин, осуществляются следующие направления учебной работы:
- Создается ситуация, стимулирующая познавательную деятельность, что является условием для развития коммуникативной мотивации, включения в урок на этапе обсуждения произведения.
- Совершенствуются такие виды деятельности, как слушание, говорение, чтение и письмо, поскольку все они задействуются при работе с репродукцией: учащиеся слушают преподавателя и ответы друг друга, знакомятся с информацией искусствоведческого характера во время чтения, обмениваются мнения по поводу прочитанного и увиденного, выражают свое отношение к картине, художнику, а также создают письменные речевые высказывания.
- Развиваются умения составлять монологические высказывания, отличающиеся полнотой, логичность, грамматической правильность, лексическим разнообразием, а также складываются навыки ведения диалога на заданную тему.
- Усваивается информация страноведческого и социокультурного характера, содержащая сведения о русской культуре и ментальности, ценностях и традициях русского народа.
В процессе работы с картиной или репродукцией преподаватель развивает мотивацию учащихся к использованию коммуникативно-речевых навыков, предлагая выполнить следующие виды заданий:
- Организация эмоционально-эстетического восприятия картины как произведения искусства: краткий, но выразительный рассказ о картине преподавателя; просмотр видеофрагмента; чтение отрывка из искусствоведческого словаря.
- Анализ картины по плану с обсуждением. Здесь используются такие приемы как беседа, заполнение предметных таблиц, конспектирование, запись ключевых слов, составление кластера образов и проч.
- Словарная работа, включающая лексико-семантический разбор (анализ значения слов, семантизация неизвестных понятий), и лексико-стилистическую работу (выявление слов и выражений, наиболее уместных сточки зрения значения и стиля для описания картины и изображенного на ней).
- Подготовка к созданию речевого произведения: составление плана, работа с ключевыми словами, языковое моделирование, работа с деформированным текстом или анализ речевых образцов.
- Создание речевых произведений (устных и письменных) на основе произведения живописи.
- Проверка работ, анализ недочетов, разбор и исправление ошибок, литературная правка текста.
Использование в преподавании РКИ произведений изобразительного искусства способствует социокультурной адаптации инофонов, а также служит средством развития эмоционально-ценностного отношения к учебной деятельности. Это позволяет сделать учебную коммуникацию более значимой в личном плане, расширить мотивацию к изучению языка и сделать этот процесс более эффективным.