Исследование лингвометодических основ изучения несклоняемых существительных на уроках русского языка
Неспособность имени склоняться является его постоянной характеристикой, которая на практике проявляется в том, что определённая категория лексем не имеет словоизменительной парадигмы и используется в одной форме, совпадающей с его основой: конферансье, торнадо, кенгуру, салями и проч.
В лингвистической и методической литературе существует несколько аспектов исследования подобных существительных, которые до конца не прояснены и являются спорными:
- Определение границ категории несклоняемых лексем. К данному классу относят те имена существительные, которые пришли из других языков и грамматически «не адаптировались» в системе нашего языка, не обзаведясь системой падежных окончаний. Данная концепция представлена в основном в практике школьного преподавания. Однако, согласно А.А. Зализняку, данные существительные правильнее было бы отнести к нулевому склонению, поскольку они всё же имеют категорию рода, числа и употребляются в контекстах, в которых можно выявить их падежные значения: надел (что?) новое пальто (В. п.), шёл с другом (куда?) в кино (П. п.). Если рассматривать несклоняемых существительные в более широком аспекте, то к ним можно отнести и те слова, у которых формально склонение определить нельзя, например, слова группу pluralia tantum (типа «ножницы», «дрожжи», «прятки»). Однако они всё же изменяются по падежам, поэтому не могут рассматриваться как неизменяемые лексемы.
- Вопрос классификации несклоняемых существительных. С точки зрения происхождения (языка-источника) данная группа неоднородна и включает слова разных типов: они могут оканчиваться на гласные и согласные, выступать как аббревиатуры (бикини, авеню, медиа, кэш, дао, ЮНЕСКО, ПАСЕ и проч.), а также относится к собственным именам – топонимам и антропонимам (Сочи, Сухуми, Гоби, Эдит Пиаф, Этель Лилиан Войнич). С методической точки зрения трудности возникают при обучении опознавать эти существительные и вычленять их в потоке речи. Иногда у детей наблюдается бессознательная тенденция склонять такие образования по типу второго школьного склонения: играл на пианине, проехал на метре, отдыхал в Сочах.
- Спорным вопросом также является методика определения родовой принадлежности данных слов. Общего правила, которое бы регулировало все случаи, не существует. Более того, родовая принадлежность зависит от сопутствующих грамматических категорий (одушевленности / неодушевленности: маэстро– м. р., метро – ср. р.), родового понятия (в аббревиатурах, топонимах: суровая Гоби – пустыня, пресноводная Конго - река), традиции (кофе, торнадо, пенальти – м. р., но колибри, кольраби – ж. р.), контекста (В клетке сидела кенгуру и прятала в сумке своего детёныша).
Методика изучения несклоняемых существительных
По сути, изучение несклоняемых существительных происходит как исследование учениками их лингвистических особенностей через наблюдение за контекстом
Данный учебно-исследовательский процесс организуется и направляется учителем, но в основе его лежит знакомство с конкретным языковым материалом и его анализ.
Изучая несклоняемые имена, ученики сначала знакомятся с их графическими и лексико-семантическими признаками, позволяющими объединить данные слова в группы:
- Подобные лексемы оканчиваются на –о, -и, -у, -ю, -е (пальто, жюри, какаду, авеню, шоссе).
- Иногда они обозначают лиц мужского или женского пола: маэстро, конферансье, рефери, мадам, мисс, фрау.
- Некоторые из них служат для номинации животных, птиц: колибри, кенгуру, шимпанзе.
- Одни принадлежит к топонимам (Онтарио, Колорадо), другие – к антропонимам (Джошуа, Катрин, Мао, Шевченко, Дюма).
- Затем вводится понятие рода несклоняемых существительных и способа его определения. В основу обучения этому умению положен принцип учёта семантики слова, а также ориентации на контекст:
- Очевидно, что род одушевленных имен, а также антропонимов определяется по гендерной принадлежности обозначаемых ими лиц: юная мисс, пожилая мадам, улыбчивый конферансье, строгий рефери, умный Джошуа, весёлая Жанетт и проч.
- Лексемы, используемые для номинации животных, обычно принадлежат к мужскому роду, но могут наблюдаться колебания в роде, особенно в тех контекстах, где важно подчеркнуть пол животного: Это самая старая шимпанзе Нинель, которая живёт здесь уже десять лет.
- Существительные, принадлежащие к классу неодушевленных лексем, чаще всего относятся к среднему роду. Однако и тут возможны исключения из правил, обусловленные речевой традицией: вкусный кофе (но! сладкое какао), свирепый торнадо, меткий пенальти, широкая авеню и проч.
- Род аббревиатур, а также топонимов определяется по тому слову, которое обозначает родовое понятие: авторитетная РАН (академия), известный в мире МГУ (университет), высокая Килиманджаро (гора), многолюдный Рио-де-Жанейро (город). Но! ТАСС уполномочен (хотя агентство – ср. р.), московский ВУЗ (университет – м. р.).
Таким образом, методика работы с данным типом существительных базируется на их анализе, а также учёте лексико-грамматических характеристик и синтаксической функции.