Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Использование визуальных загадок (друдлов) в обучении русскому языку

Визуальные загадки (друдлы) как инструмент обучения в преподавании русского языка

В преподавании русского языка на сегодняшний день особенно актуальны вопросы, связанные с личностным развитием обучающихся средствами данной предметной области. Идея языкового развития как одна из задач обучения русскому языку в школе является частью концепции государственных образовательных стандартов в обучении предмету. Методический аспект проблемы личностного развития связан с вовлечением учащихся в образовательный процесс, созданием ситуации эмоционального отклика, делающей сам процесс обучения и его результаты личностно значимыми для учащихся.

Развитие средствами русского языка как учебной дисциплины предполагает содействию становлению различных аспектов личности:

  1. Развитие интеллектуальных качеств, нестандартных способов деятельности и навыков решения проблемных задач.
  2. Формирование системы коммуникативных навыков, необходимых для успешного взаимодействия в команде и совместного решения учебных и творческих задач.
  3. Развитие навыков планирования и контроля собственной деятельности, необходимых для достижения поставленных целей.
  4. Формирование личностных качеств, значимых в аспекте развития индивида. К ним можно отнести креативность, творческий подход к решению задач, изобретательность, интерес к новому и нестандартному решению учебных задач, творчество и проч.

Развитие творческих способностей и креативности невозможно без опоры на воображение и нестандартное мышление, инструментами совершенствования которых выступают различные дидактические средства, в том числе визуальные загадки (друдлы).

Определение 1

Друдлы – понятие, используемое для номинации особого дидактического инструмента развития креативности, который представляет собой визуальные загадки: карточки, содержащие схематичные изображения, не содержащие прямого указания на их сущность или применение.

Задача учащегося, работающего с друдлами, состоит в том, чтобы самостоятельно определить, что изображено на картинке, дать толкование картинке как части какого-то визуального сюжета. При этом однозначно правильного ответа на вопрос не существует, то есть друдлы – техника, развивающая навыки интерпретации, формирующая плюралистический взгляд на поиск истины, учащая принимать точку зрения другого и обосновывать собственную.

«Использование визуальных загадок (друдлов) в обучении русскому языку» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

«Прообразом» первого друдла можно считать рисунок «удав, проглотивший слона», сделанный А. де Сент-Экзюпери в книге «Маленький принц». Взрослые люди принимали изображение, сделанное маленьким героем книги, за шляпу, хотя на самом деле мальчик имел в виду удава, который проглотил слона.

Сама техника друдлов появилась в США в начале 1960-х годов, и ее изобретение связывают с именем профессора Роджера Прайса, применявшего друдлы для развития креативности.

Использование визуальных загадок (друдлов) в обучении русскому языку

В настоящее время друдлы широко применяются в обучении на разных его этапах:

  1. На этапе вхождения в урок друдлы помогают создать мотивацию к дальнейшему изучению темы. Учитель предлагает слайд, демонстрирующий друдл, и просит учащихся объяснить, что они видят на картинке. Такое задание активизирует внимание, настраивает на работу, помогает привлечь учащихся к активному обсуждению.
  2. На этапе формулировки темы и цели урока друдл может стать инструментом развития креативности. Например, перед изучение темы «Правописание предлогов» учащимся предлагается несколько друдлов, которые можно интерпретировать как различное положение предметов относительно коробки (за коробкой, перед коробкой, в коробке, на коробке и так далее). Ученики должны не только догадаться, что изображено на картинке, но и подумать, как эти изображения могут быть связаны с темой и целью урока, которая состоит в том, чтобы изучить различные предлоги, их функции в речи, определить их значение.
  3. На этапе открытия нового знания друдл может стать инструментом творческого поиска. Например, учитель может создать визуальные образы, связанные с языковыми понятиями. Друдлы «Паровозик» или «Гусеница» ассоциируются с составом слова, а друдлы в виде солнышка или системы кружков могут символизировать однокоренные слова или части речи их признаки.
  4. На этапе закрепления. Например, для запоминания словарных слов можно предложить детям соотнести изученное словарное слово и друдл, которым оно обозначается.
  5. На этапе обобщения. Здесь можно предложить задания, в которых основные содержательные аспекты урока фиксируются в виде картинок-друдлов, также можно разбить учащихся на пары и предложить им поработать с набором карточек-друдлов, связав их с темой урока.
  6. На этапе выполнения домашнего задания друдлы являются отличным механизмом реализации индивидуального содержания упражнений. К примеру, ученикам можно предложить придумать друдлы, связанные с тематикой домашнего задания, а затем провести в классе игру-разминку для товарищей, направленную на разгадывание визуальных загадок.

Таким образом, использование друдлов на уроке русского языка позволяет сделать обучение более интересным, творчески ориентированным и эмоциональным.

Дата последнего обновления статьи: 06.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot