Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Использование тренинговых технологий в обучении русскому языку

Использование тренинговых технологий в обучении русскому языку

Активная модернизация системы образования касается, прежде всего, таких его аспектов, как переориентации его целей, содержания и результатов на потребности личности и общества. Главной задачей нововведений является повышение качества образования на всех его уровнях, а также во всех предметных областях. При этом языковое образование, как одна из наиболее приоритетных составляющих образовательного процесса, состоит в ряду тех направлений, где особенно остро стоит вопрос качества подготовки выпускников на всех звеньях образовательной системы.

Необходимость повышения качества языкового обучения в школах и вузах ставит перед педагогами-практиками и методистами проблема поиска новых технологий, которые могут быть внедрены в учебный процесс.

Определение 1

Педагогические технологии представляют собой совокупность методик, которые обеспечивают полноценное усвоение знаний и выработку умений и навыков в процессе обучения.

Сегодня на первый план вышли педагогические технологии, которые обеспечивают связь обучение с практикой, деятельностный аспект усвоения знаний, а также активизацию познавательной деятельности на всех ее этапах, сознательность в усвоении учебного материала.

Определение 2

Тренинг представляет собой один из методов практико-ориентированного обучения, в котором усвоение предметного содержания происходит путем погружения в деятельность.

В отличие от обычных упражнений, применяемых в процессе обучения русскому языку, тренинг обладает следующими свойствами:

  1. Конкретной направленность на отработку отдельных умений (или их группы), что делает тренинг «точечной» формой работы.
  2. Практической направленностью: тренинг нацелен на формирование системы умений и их автоматизацию через отработку отдельных звеньев учебных действий.
  3. Большей самостоятельностью учеников в обучении: в ходе тренинга участники ориентированы на постановку учебной задачи, поиск ее решения и его проверку.
  4. Ведущей ролью рабочих групп, которым принадлежит познавательная активность на уроке (учитель выполняет функцию модератора, который стремится организовать работу групп, но не руководить ей).
  5. Интерактивностью: в ходе тренинга происходит активное взаимодействие его участников, а также участников и атрибутов учебной ситуации, позволяющее погрузиться в атмосферу рабочего поиска.
  6. Коммуникативной направленностью: тренинг предполагает свободное общение между участниками, умение распределить роли в команде, успешно взаимодействовать при решении задачи для получения необходимого результата.
«Использование тренинговых технологий в обучении русскому языку» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Методика организации тренинга на уроке русского языка

Тренинговые технологии в процессе преподавания русского языка способны значительно повысить качество работы учебных групп, создать атмосферу творческого поиска на уроке, разнообразить формы привычной работы на занятии. Рассмотрим некоторые учебные ситуации, для которых технология тренингового обучения будет наиболее эффективна.

Анализ текста является одной из сложнейших задач для школьника в процессе обучения языку. Это связано с тем, что текстовый анализ носит комплексный характер, предполагает учет многих факторов, требует «погружения» в языковой материал и учета единства текстовой формы и содержания. В связи с этим работу по формированию навыков анализа текста на уроке целесообразно выстроить с применением тренинговых технологий.

Методика организации учебного тренинга проста:

  1. Определение целей и задач тренинга, а также его планируемых результатов, то есть того предметно-деятельностного содержания, усвоение которого должно стать главной целью проведения тренинга.
  2. Подбор эффективных приемов совместной деятельности.
  3. Формирование групп, распределение между ними учебных задач.
  4. Проведение тренинга и анализ его результативности, в том числе и на основе обратной связи от участников.

При проведении тренинга по анализу текста учитель может поставить перед каждой группой определенную цель – овладеть навыками анализа изобразительно-выразительных средств, определения их вида, а также функций в составе целого. Для этого предлагаются следующие виды заданий:

  1. Заполнить предложенную таблицу изобразительно-выразительных средств примерами из текста.
  2. Соотнести изобразительно-выразительное средство с его определением и подобрать пример-иллюстрацию из текста.
  3. Составить кластер по теме «Изобразительно-выразительные средства языка», проиллюстрировав его примерами из текста.
  4. Отметить в предложенном перечне те средства изобразительности, которые есть в тексте, привести примеры.
  5. Организовать соревнование между группами по поиску изобразительно-выразительных средств в тексте.
  6. Найти в тексте все изобразительно-выразительные средства, составить с ними кроссворд.

Данные задания ориентированы на практическое применение знаний по теме, предполагают выполнение их в группе, что помогает сформировать необходимые коммуникативные связи и эмоциональный контекст урока. Это, в свою очередь, способствует развитию практических навыков, что и помогает сделать тренинг эффективным средством выработки умений и навыков.

Дата последнего обновления статьи: 01.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot