Преимущества использования стикеров для организации учебной деятельности
Творческий подход к преподаванию русского языка предполагает привлечение в образовательное пространство новых инструментов, которые могут быть использованы для организации учебной деятельности. Привычные средства обучения: учебник, тетрадь на печатной основе, иные пособия – не обладают элементом новизны, в то время как использование привычной для учеников вещи как инструмента обучения помогает разнообразить содержание урока и стимулировать познавательную активность детей.
Стикеры – это разновидность печатной продукции, служащая для заметок и помогающая организовывать рабочее пространство.
Стикеры отличаются удобством, обусловленным следующими свойствами:
- Относительно небольшой формат, позволяющий размещать на одном стикере законченную информацию в объеме, удобном для запоминания и чтения.
- Мобильность, предполагающая возможность перемещения стикера внутри пространства комнаты или кабинета, а также крепления его на горизонтальные и вертикальные поверхности.
- Красочность и яркость, привлекающие внимание и помогающие концентрироваться на информации, содержащейся на стикере.
- Относительная дешевизна и возможность многократного использования.
Эти свойства стикеров позволяют использовать их на уроках русского языка, организуя различные виды учебной деятельности, а также в качестве наглядного средства, для реализации приема визуализации и для других целей.
Использование стикеров как инструментов обучения на уроках русского языка
Рассмотрим учебные ситуации на уроках словесности, в которых можно эффективно задействовать стикеры:
- На этапе вхождения в новую тему, когда ученики под руководством учителя формулируют цель урока. Технология использования стикеров здесь варьируется в зависимости от предпочтений педагога и детей. Так, учитель может раздать детям стикеры двух разных цветов, на одних они пишут все, что знает по этой теме, на других – то, что не знают, но хотели бы узнать на уроке. Другой вариант работы: учитель раздает ученикам стикеры зеленого цвета и изображает на доске дерево, дети пишут свои вопросы по теме и прикрепляют их к дереву.
- На этапе знакомства с новым материалом на стикерах фиксируется важная информация. Например, чтобы удержать внимание учеников на теоретической информации, можно приклеить к доске, стене или парте стикеры с понятиями, над которыми работали во время урока. Понятия могут дополняться новыми в ходе проведения последующих занятий по теме, так что в конце изучения темы ученики получают готовые интерактивный глоссарий, облегчающий задачу повторения материала.
- На этапе первичного закрепления навыков стикеры используются для фиксации ошибок, исключений, сложных случаев употребления правила.
- На этапе повторения и обобщения с помощью стикеров можно визуализировать учебный материал, создавая «ментальные карты», «дерево понятий» и иные схемы презентации материала.
- Стикеры могут использоваться на любом этапе урока в качестве инструментов для заметок, пояснения к тексту учебника, домашнему заданию, записям в тетради или на доске.
- На этапе рефлексии с помощью стикеров выясняется, что ученики узнали в ходе проведения занятия, какие эмоции испытывали, какие вопросы и замечания желали бы высказать.
Варианты учебных заданий с использованием стикеров
Стикеры могут использоваться также как материал для упражнений, которые направлены на развитие языковых умений и навыков учеников. Приведем возможнее варианты упражнений, основанных на использовании стикеров:
- «Найди ошибку». Учитель выписывает на стикерах словарные слова или слова с изучаемой орфограммой, в некоторых он намеренно допускает ошибки, затем стикеры наклеиваются на доску. Задача ученика – выбрать стикеры с ошибочным написанием и исправить ошибки, объяснив условия выбора орфограммы.
- «Исключение лишнего»: в соответствии с изучаемой темой учитель составляет из последовательно наклеенных на доску стикеров ряд слов, в котором одно является лишним по какому-либо параметру (например, по грамматическим признакам, значению, сфере употребления). Ученик должен найти лишнее слово и объяснить свой выбор.
- «Продолжи ряд»: упражнение, обратное предыдущему. Учитель предлагает детям догадаться, какой принцип положен в основу построения каждого ряда слов, и дополнить этот ряд собственными примерами, которые дети пишут на стикерах, а затем приклеивают на доске.
- «Дай определение термину»: к доске крепятся стикеры с лингвистическими понятиями, а ученики дают определение каждому термину.
- «Составь слово (предложение)»: на стикерах записываются части слов или предложений, затем стикеры расклеиваются по доске в произвольном порядке. Задача детей – собрать слова или предложения, расположив их в правильном порядке.
- «Распредели по группам»: на стикерах размещаются слова или понятия, которые ученики должны классифицировать в соответствии с имеющимися знаниями.
Использование стикеров на уроке позволяет разнообразить педагогические технологии и вовлечь учеников в активную работу на занятии.