Синквейн как дидактический прием
Современное языковое образование направлено не только на развитие коммуникативных компетенций и формирование лингвистических знаний, но и на всестороннее развитие личности, невозможное без становления мышления.
Образовательные требования к познавательным процессам связаны с формированием следующих качеств, присущих мышлению:
- Научность, основанная на оценке, и интерпретация явлений окружающего мира в соответствии с актуальными научными гипотезами и теориями.
- Широта, способность к анализу и обработке различной информации.
- Критичность, то есть способность анализировать информацию, оценивать ее с позиции различных критериев, формировать и аргументировать свое отношение к ней.
- Гибкость, предполагающая способность к быстрой адаптации к изменяющимся условиям.
- Креативность, то есть творческий подход к решению задач, способность отыскать нестандартный способ действий.
В ситуации, требующей развития навыков критического и творческого мышления у детей, особую роль в обучении играют приемы активизации познавательных процессов, способствующие выработке необходимых когнитивных качеств. Один из таких приемов развивающего личность обучения является синквейн.
Синквейн представляет собой прием систематизации (обобщения) информации путем ее нестандартной оценки (анализа) по заданным критериям.
Формально синквейн представляет собой нерифмованный текст-дефиницию какого-либо понятия, состоящий из пяти строк, каждая из которых строится по определенным правилам:
- В первой строке формулируется тема (основная мысль) с помощью имени существительного, отражающего ее суть.
- Вторая строка дает описание этого понятия через два атрибутива.
- Третья строка характеризует понятие с точки зрения его действий (состояний, поэтому содержит три глагола.
- Четвертая строка включает личностное отношение к понятию в виде короткого афористичного высказывания.
- В конце используется понятие, синонимичное теме синквейна, которое резюмирует текст.
Синквейн – это не просто заданный жесткими критериями формы способ словесного определения понятий или явлений. Это способ организации процесса вербального мышления, способствующий анализу информации, выделению главного (существенного) и второстепенного, структурированию информации, а также образному ее представлению.
В качестве дидактического приема синквейн реализует следующие задачи:
- Помогает упорядочить сложную информацию, систематизировать представления о ней.
- Способствует формированию навыков анализа сведений, выявления в них определяющих черт и признаков.
- Помогает устанавливать смысловые связи между понятиями и значениями слов.
- Увеличивает словарный запас и навык работы с синонимами.
- Учить использовать язык как средство познания и выражения своих мыслей.
- Стимулирует образное мышление.
- Учит работать с понятиями, применяя определенные закономерности их описания и определения.
- Повышает уровень мотивации и интереса к изучаемым явлениям, способствует развитию познавательной активности.
Использование синквейна на уроках русского языка
Метод составления синквейна может применяться на уроках русского языка для достижения различных предметных целей:
- При изучении лексики синквейн помогает детям научиться формулировать значения слов. Например, при изучении темы «Устаревшие слова» можно использовать этот прием для определения значений слов, вышедших из активного употребления, например: Кольчуга – 1. Доспех. 2. Металлическая, прочная. 3. Закрывает, защищает, спасает. 4. Незаменимая вещь в бою. 5. Броня.
- При освоении теоретического материала прием используется для определения значения языковых понятий и терминов. Например: Орфограмма – 1. Правило. 2. Сложная, коварная. 3. Запутывает, подсказывает, контролирует. 4. Место, где могу ошибиться в написании. 5. Правописание. Следует отметить особую продуктивность синквейна при определении лингвистических понятий, поскольку полученные таким образом формулировки отражают понимание языковой теории ребенком, а не дословный пересказ учебника.
- При обобщении материала по какой-либо теме. Вот пример синквейна, составленного девятиклассниками при изучении темы «Сложносочиненное предложение»: Сложносочиненное предложение – 1. Высказывание. 2. Равноправное, союзное. 3. Соединяет, противопоставляет, разделяет. 4. Сложное предложение с сочинительной связью. 5. Вид сложного предложения.
- На этапе нестандартного контроля, когда учителю важно понять, как ребенок мыслит, каким образом структурирует знания, что выделяет в изучаемом понятии.
- Также синквейн можно использовать и в качестве домашнего задания дифференцированного характера.
Составление синквейна не только способствует активизации мыслительной деятельности, но и оказывает благоприятное действие на эмоциональную атмосферу занятия, снижает уровень тревожности детей, способствуя более непринужденному и раскованному процессу усвоения знаний на уроках.