Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Использование синквейна на уроках русского языка

Синквейн как дидактический прием

Современное языковое образование направлено не только на развитие коммуникативных компетенций и формирование лингвистических знаний, но и на всестороннее развитие личности, невозможное без становления мышления.

Образовательные требования к познавательным процессам связаны с формированием следующих качеств, присущих мышлению:

  1. Научность, основанная на оценке, и интерпретация явлений окружающего мира в соответствии с актуальными научными гипотезами и теориями.
  2. Широта, способность к анализу и обработке различной информации.
  3. Критичность, то есть способность анализировать информацию, оценивать ее с позиции различных критериев, формировать и аргументировать свое отношение к ней.
  4. Гибкость, предполагающая способность к быстрой адаптации к изменяющимся условиям.
  5. Креативность, то есть творческий подход к решению задач, способность отыскать нестандартный способ действий.

В ситуации, требующей развития навыков критического и творческого мышления у детей, особую роль в обучении играют приемы активизации познавательных процессов, способствующие выработке необходимых когнитивных качеств. Один из таких приемов развивающего личность обучения является синквейн.

Определение 1

Синквейн представляет собой прием систематизации (обобщения) информации путем ее нестандартной оценки (анализа) по заданным критериям.

Формально синквейн представляет собой нерифмованный текст-дефиницию какого-либо понятия, состоящий из пяти строк, каждая из которых строится по определенным правилам:

  1. В первой строке формулируется тема (основная мысль) с помощью имени существительного, отражающего ее суть.
  2. Вторая строка дает описание этого понятия через два атрибутива.
  3. Третья строка характеризует понятие с точки зрения его действий (состояний, поэтому содержит три глагола.
  4. Четвертая строка включает личностное отношение к понятию в виде короткого афористичного высказывания.
  5. В конце используется понятие, синонимичное теме синквейна, которое резюмирует текст.
«Использование синквейна на уроках русского языка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Синквейн – это не просто заданный жесткими критериями формы способ словесного определения понятий или явлений. Это способ организации процесса вербального мышления, способствующий анализу информации, выделению главного (существенного) и второстепенного, структурированию информации, а также образному ее представлению.

В качестве дидактического приема синквейн реализует следующие задачи:

  1. Помогает упорядочить сложную информацию, систематизировать представления о ней.
  2. Способствует формированию навыков анализа сведений, выявления в них определяющих черт и признаков.
  3. Помогает устанавливать смысловые связи между понятиями и значениями слов.
  4. Увеличивает словарный запас и навык работы с синонимами.
  5. Учить использовать язык как средство познания и выражения своих мыслей.
  6. Стимулирует образное мышление.
  7. Учит работать с понятиями, применяя определенные закономерности их описания и определения.
  8. Повышает уровень мотивации и интереса к изучаемым явлениям, способствует развитию познавательной активности.

Использование синквейна на уроках русского языка

Метод составления синквейна может применяться на уроках русского языка для достижения различных предметных целей:

  1. При изучении лексики синквейн помогает детям научиться формулировать значения слов. Например, при изучении темы «Устаревшие слова» можно использовать этот прием для определения значений слов, вышедших из активного употребления, например: Кольчуга – 1. Доспех. 2. Металлическая, прочная. 3. Закрывает, защищает, спасает. 4. Незаменимая вещь в бою. 5. Броня.
  2. При освоении теоретического материала прием используется для определения значения языковых понятий и терминов. Например: Орфограмма – 1. Правило. 2. Сложная, коварная. 3. Запутывает, подсказывает, контролирует. 4. Место, где могу ошибиться в написании. 5. Правописание. Следует отметить особую продуктивность синквейна при определении лингвистических понятий, поскольку полученные таким образом формулировки отражают понимание языковой теории ребенком, а не дословный пересказ учебника.
  3. При обобщении материала по какой-либо теме. Вот пример синквейна, составленного девятиклассниками при изучении темы «Сложносочиненное предложение»: Сложносочиненное предложение – 1. Высказывание. 2. Равноправное, союзное. 3. Соединяет, противопоставляет, разделяет. 4. Сложное предложение с сочинительной связью. 5. Вид сложного предложения.
  4. На этапе нестандартного контроля, когда учителю важно понять, как ребенок мыслит, каким образом структурирует знания, что выделяет в изучаемом понятии.
  5. Также синквейн можно использовать и в качестве домашнего задания дифференцированного характера.

Составление синквейна не только способствует активизации мыслительной деятельности, но и оказывает благоприятное действие на эмоциональную атмосферу занятия, снижает уровень тревожности детей, способствуя более непринужденному и раскованному процессу усвоения знаний на уроках.

Дата последнего обновления статьи: 05.07.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot