Сигнальные карточки как дидактический инструмент
В работе над формированием орфографической грамотности учитель использует различные инструменты. Основная их задача заключается не только в проверке уровня сформированности орфографических умений, но и в получении обратной связи, позволяющей педагогу увидеть трудности, с которыми сталкивается ученик в процессе освоения темы.
Эффективным и хорошо зарекомендовавшим себя приемом является использование на уроке русского языка сигнальных карточек, которые можно применять не только в начальной школе, но и в средней.
Сигнальные карточки – это разновидность дидактического пособия, которое представляет собой набор из картонных (бумажных) прямоугольников небольшого формата, на которых пишутся буквы, встречающиеся в большинстве орфограмм.
Суть применения сигнальных карточек сводится к тому, что учитель диктует или выводит на экран проектора слова с пропущенными буквами, а ученик последовательно поднимает карточку с соответствующей буквой, которую необходимо вставить в этом слове.
Преимущества использования этого приема заключаются в следующем:
- Удобство работы: карточки можно использовать на любом этапе урока в классе любой численности.
- Простота и доступность изготовления дидактических материалов.
- Возможность охватить работой весь класс и одновременно оценить текущей уровень успехов в освоении правила, выявить учеников, испытывающих трудности в обучении.
- Стимулирование учебной активности детей и вовлечение их в работу на уроке.
Использование сигнальных карточек на уроках русского языка
Сигнальные карточки можно использовать не только для проведения орфографических «пятиминуток», но и для организации других видов деятельности на уроке. Рассмотрим некоторые учебные ситуации, в которых возможно применение этого дидактического средства:
- Проверка теоретических навыков. Для этой цели подойдут карточки разных цветов: красные и зеленые. Учитель зачитывает какое-либо утверждение теоретического характера. Если ученики с ним согласны, то они поднимают зеленую карточку, при несогласии – красную.
- Организация фронтальных опросов. Учитель задает вопрос по теме, ученик поднимает карточку зеленого цвета, если точно знает ответ, желтого цвета, ели сомневается, и красного цвета, если не знает ответ на вопрос.
- Проведение групповых работ в соревновательном виде. Ученики делятся на группы, в каждой из которых дается задание (ряд слов, в котором пропущены буквы). Задача каждой группы – вставить попущенные буквы и показать их без ошибок сигнальными карточками. Выигрывает группа, которая справилась с заданием быстрее всего.
- Выполнение тестовых заданий. Здесь можно использовать карточки с маркировкой ответов (1, 2, 3…). Учитель читает вопрос и варианты ответов к нему, а ученик показывает карточку с номером того варианта ответа, который он считает правильным. Плюсом данной формы является то, что учитель сразу же может отследить неправильные ответы и скорректировать ошибки, поэтому такой тест носит ярко выраженные обучающий характер.
- Взаимная оценка: ученик пишет у доски под диктовку, а его одноклассники оценивают написанное не вслух, а с помощью поднятия карточек: зеленая – ошибок нет; красная – вижу ошибку.
Сигнальные карточки в подготовке к экзаменам по русскому языку
Трудоемким процессом в работе учителя-словесника является подготовка к экзаменам по русскому языку. Большой объем материала для проверки, неэффективность самостоятельной работы заставляют искать новые приемы организации коллективной работы в классе. В этом могут помочь сигнальные карточки. В отличие от карточек, применяемых в младших классах, они могут содержать другие обозначения:
- Знак вопроса: карточка поднимается, если ученику необходимо пояснение по ходу выполнения задания.
- Восклицательный знак: сигнализирует о готовности назвать правильный ответ.
- Знак плюса: символ согласия с утверждением, верного ответа.
- Знак минуса: сигнал неверного ответа.
- Нумерованные карточки обозначают номера заданий с правильными ответами.
Работа организуется следующим образом. Учитель предлагает задания теоретического блока, необходимые для выполнения практической части. Они даются в форме теста. Ученики поднимают карточки со значками «+» или «-», отвечая на вопросы. Если ученик затрудняется с выбором ответа, он может поднять карточку со знаком «?» и получить необходимое пояснение. Затем учитель предлагает блок с практическими заданиями (тесты с вариантами ответов), ученики используют цифровые карточки, отмечая правильный ответ.
Такая организация работы упрощает процесс подготовки и стимулирует учеников активно участвовать в выполнении заданий.
Использование сигнальных карточек упрощает процесс получения обратной связи, помогает разнообразить деятельность учеников в ходе урока и активизирует познавательную активность.