Коммуникативное поведение как объект изучения в лингводидактике
В современной лингводидактике в рамках поликультурного взаимодействия акцент делается на обучение нормам межкультурной коммуникации. Это предполагает развитие не только высокого уровня лингвистической компетенции, но и психологической готовности к принятию чужих взглядов, ценностей, менталитета. Личность, владеющая навыки коммуникации в поликультурной среде, отличается высоким уровнем речевой культуры, способностью к бесконфликтному взаимодействию и проявлению такта в общении.
В центре новой концепции поликультурной коммуникации лежит понятие коммуникативного поведения, имеющего специфику для каждого народа.
Коммуникативное поведение определяется как совокупность норм и стереотипов вербального и сопутствующего невербального взаимодействия, поддерживаемых конкретным социумом.
Поскольку коммуникативное поведение является частью национального речевого стереотипа, то оно входит в культуру социума и является ее частью.
Коммуникативное поведение состоит из нескольких компонентов, среди которых выделяются вербальное и невербальное поведение, реализующихся на индивидуальном (личном) и общекультурном уровнях. Вербальное коммуникативное поведение соотносится с речевым этикетом, но выступает по отношению к нему как более широкое понятие. Оно включает не только речевой этикет, но и реальную речевую практику вне эталонных форм коммуникации. Невербальное поведение в процессе коммуникации органично сочетается с вербальным, включая использование жестов, мимики, просодики, способствующих передаче эмоционально-экспрессивных смыслов.
Изучение коммуникативного поведения во всех его составляющих имеет определяющее значение для успешности коммуникации, потому что от правильной его интерпретации зависит эффективность общения. Поэтому в практику преподавания РКИ необходимо включать направления работы, которые связаны с изучением коммуникативного поведения и его анализом.
Использование полимодальных источников информации для обучения коммуникативному поведению инофонов
Основными источниками информации о коммуникативном поведении являются полимодальные информационные материалы, актуализирующие разные каналы восприятия и анализа получаемых сведений. К основным полимодальным источникам изучения коммуникативного поведения относят:
- Художественные фильмы и другие видеоматериалы аутентичного характера (например, документальное познавательное видео).
- Видеопрезентации по темам занятий.
- Аудиозаписи.
- Иллюстративный материал, в том числе и цифровой (фотографии, скриншоты, плакаты).
Полимодальные источники информации аутентичного характера дают отличные образцы живой русской речи, содержат разнообразие сведения социокультурного характера, знакомят с реалиями русской жизни, а также с типовыми чертами невербальной коммуникации. Так, просматривая фрагмент художественного фильма, обучающийся может не только проанализировать диалог носителей языка, но и обратить внимание на невербальные составляющие, которые используются в процессе коммуникации, уловить особенности интонации и мелодики речи.
В силу того, что в современных курсах РКИ нет специальных учебных модулей, которые бы посвящались исключительно изучению особенностей коммуникативного поведения, преподавателю необходимо уделять этому вопросу большое внимание на занятиях. Кроме этого, знакомство с полимодальными источниками информации является хорошим инструментом организации самостоятельной внеаудиторной занятости инофонов. Знакомясь с фильмами, видеопрезентациями, слушая подкасты, они не только усваивают образцы русского вербального коммуникативного поведения, но и совершенствуют коммуникативные навыки, что способствуют повышению качества языковой подготовки.
Помимо аудиовизуальных полимодальных материалов при обучении инофонов необходимо применять и статический иллюстративный материал, который помогает закрепить изученное, повторить и обобщить полученные сведения. Преподавателю также необходимо учесть, что не все материалы, которые имеются в свободном доступе, обладают одинаковой дидактической и методической ценностью, поэтому для занятия необходим отбор образовательного контента. Прежде всего, необходимо ориентироваться на целостные ситуации общения в рамках привычных и понятных речевых жанров (совет, просьба, предложение и проч.), что способствует эффективному усвоению предъявляемых речевых стереотипов поведения.
Последовательное обучение коммуникативному поведению, которое реализуется с использованием современных цифровых технологий, помогает преодолеть психологические барьеры в коммуникации, преодолеть трудности работы с печатными источниками информации. Кроме этого, такие дидактические качества полимодальных источников информации, как наглядность, яркость, экспрессивность, информационная насыщенность, способствуют развитию познавательного интереса, преодолению однообразия и монотонности учебного процесса, что положительно сказывается на отношении к учебе в целом и на усвоении материала.