Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Использование НКРЯ при анализе художественного текста в школе

Использование НКРЯ при анализе художественного текста в школе

Работа с текстом в школе является не только важной частью учебной деятельности, которая направлена на формирование и развитие навыков связной речи. Это также инструмент языкового образования в целом, поскольку текст выступает как основа для изучения языка, различных аспектов его функционирования в речевой практике.

Работа с текстом в школе на уроках русского языка осуществляется с помощью различных методов, главных из которых выступает комплексный анализ текста, в ходе которого рассматриваются все аспекты его структуры, анализируются форма и содержание, художественные средства воплощения авторского замысла. Относительно новым методом работы с текстом является его исследование с помощью возможностей Национального корпуса русского языка, который предоставляет богатые возможности для изучения текста в различных аспектах анализа.

Национальный корпус русского языка позволяет исследовать следующие аспекты текстовой структуры:

  1. Анализировать заглавие текста как важный структурный элемент.
  2. Изучат эпиграф к тексту, а также к отдельным его частям (например, к главам художественного текста).
  3. Производить лексико-семантический анализ определенных слов в тексте.
  4. Осуществлять концептуальный анализ текста с выделением ключевых слов-образов, составляющих концепт.
  5. Производить анализ интертекстуальных связей текстов.
  6. Анализировать частоту реализации тех или иных лексем в тексте, а также изучать контексты, в которых они встречаются.
  7. Составлять словарь художественного текста, группируя лексемы в тематические блоки.
  8. Производить тематический поиск по тексту для выявления определенных семантических реализаций слов (например, найти все контексты в романе «Война и мир», в которых слово «мир» употребляется в значении «стояние без войны» и в значении «Вселенная, мироздание; общественное устройство»).

Как видно из приведенных примеров, направления анализа текста с использованием НКРЯ достаточно широкие и позволяют изучать текст в разных аспектах, на разном уровне сложности.

«Использование НКРЯ при анализе художественного текста в школе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Методические аспекты использования Корпуса при работе с текстом на уроке

Возможности НКРЯ в анализе художественного текста обеспечивают достижение следующих образовательных результатов:

  1. Формирование навыков использования дополнительных источников информации, в том числе и сервисов корпусной лингвистики для изучения текста, анализа его формы и содержания.
  2. Развитие навыков лексико-семантического, концептуального, тематического анализа текста.
  3. Формирование навыков работы с формальными показателями текста (например, частотой реализации определенных лексем) для выявления и анализа его содержательных характеристик.
  4. Развитие языкового чутья, художественного вкуса, внимания к слову, его форме и содержанию.
  5. Развитие навыков анализа тематики, проблематики текста, а также авторской позиции через призму формальной и речевой организации.
  6. Формирование навыков аргументации своей точки зрения с использованием текста, сведений о его строении и речевом оформлении.
  7. Развитие представлений об индивидуальном стиле писателя, его творческой манере и своеобразии его художественного мира.
  8. Создание условий для изучения на уроке мотивной структуры текста, повторяющихся художественных детей или образов, значимых для понимания авторского замысла.

Использование НКРЯ на уроке требует, чтобы учитель провел необходимую подготовительную работу, научив учащихся использовать поисковый аппарат сервиса для работы с текстом. При анализе текстов на уроке используется в основном художественный корпус текстов и такие инструменты поиска как поиск по ключевым словам (инструмент лексико-грамматического поиска в Корпусе), а также анализ частоты употребления лексемы, распределения по годам употребления и некоторые другие параметры. Частотный поиск или поиск по годам полезен в том случае, когда мы хотим узнать значение или контексты употребления определенной лексемы в период написания текста. Например, при анализе заглавия рассказа А. П. Чехова «Хамелеон» можно проследить частоту употребления данной лексемы как в творчестве самого Чехова, так и в текстах его современников.

При поиске исследователь может задать дополнительные признаки, например, грамматические или семантические, это особенно полезно при исследовании многозначных слов или слов, которые имеют различные формы. Тогда поиск становится более точным и позволяет изучать особенности функционирования лексем в функции тропа, например, эпитета или метафоры. Возможности Корпуса также позволяют рассматривать реализацию лексемы не в творчестве отдельного автора, а в совокупности текстов эпохи, что дает полные данные о художественном языке эпохи.

Работа с Корпусом при анализе художественного текста обязательно сопровождается интерпретацией результатов поиска, определением их роли в понимании текста, авторского замысла и проч. Для этого учащимся необходима направляющая помощь учителя, который выступает связующим звеном между текстом, учащимся и современными средствами корпусного анализа текста.

Дата последнего обновления статьи: 06.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot