Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Использование графического романа в преподавании РКИ

Место графического романа в преподавании РКИ

Обучение русскому языку как иностранному включает не только процессы, связанные с формированием и развитием грамматико-речевых компетенций, но и процессы становления основных видов деятельности речевой деятельности, связанных с использованием второго языка как средства общения. Большую роль в языковом развитии играет чтение, позволяющее осуществлять систематическое накопление словарного запаса и пополнение грамматических моделей, используемых в речи. Однако чтение на иностранном языке для большинства инофонов представляет значительные трудности. Они обусловлены как характером чтения (медленный темп, необходимость частого обращения к словарю), так и сложностью произведений авторов-классиков, которые включают слова и обороты, имеющие идиоматическое значение, вышедшие из активного употребления или представляющие собой образцы книжной речи, значительно отличающейся от простых лексико-грамматических конструкций, доступных ученикам с начальным уровнем владения языком.

В этой ситуации педагогу необходимо использовать те источники чтения, которые доступны и понятны инофонам с незначительным уровнем первоначальной языковой подготовки. При этом важно учитывать значение визуальной составляющей: учеными доказано, что текст, сопровождающийся иллюстрацией его содержания, лучше понимается даже при условии, что читающий (слушающий) не знает всех слов, его составляющих. Учитывая эти факторы, в преподавании РКИ следует активно использовать графические романы как тексты, сочетающие визуальный (иллюстративный) и вербальный компоненты.

Определение 1

Графический роман – это относительно новый для отечественного читателя вид произведений, который представляет собой визуальную (графическую) адаптацию известных произведений или самостоятельное произведение с преобладающим визуальным (иллюстративным) компонентом, составляющим основу его сюжета.

По структуре графический роман представляет собой креолизованный текст, в котором существует два канала восприятия смысла: визуальный и вербальный. При этом первому компоненту отдается приоритет, в то время как вербальный компонент имеет вспомогательный характер.

«Использование графического романа в преподавании РКИ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В отличие от комиксов графический роман ориентирован на взрослую аудиторию, часто создается на базе классического или популярного современного произведения как его визуальная адаптация и имеет больший объем. К технической стороне отличий между графическим романом и комиксом можно отнести качество прорисовки отдельных персонажей и сцен, а также способ размещения вербального сопровождения к картинкам (как правило, текст графического романа не размещается в «баллонах» - специальных выносках).

Жанровые особенности графического романа привлекают к нему современную читающие аудиторию, особенно молодежь, нуждающуюся в визуализации вербальной информации. Кроме этого, графические романы помогают современной молодежи понять классические произведения, погрузиться в их атмосферу и мотивируют к дальнейшему знакомству с классическими произведениями.

Использование графического романа в преподавании РКИ

В преподавании РКИ графический роман можно использовать как на уроке для организации работы с текстом, так и на занятиях по внеклассному чтению. Педагог не ограничен в выборе заданий, которые можно применять на основе графического романа:

  1. Чтение текста вслух, сопровождаемое комментарием. Малый объем текстовой информации позволяет за время урока прочитать достаточно большой объем графического романа, при этом чтение осуществляется параллельно с комментарием прочитанного. Учитель может использовать различные виды комментариев в зависимости от особенностей текста: лексический, лексико-стилистический, грамматический, историко-культурный, страноведческий и проч.
  2. Пересказ текста с опорой на визуальный ряд. Обычно ученики затрудняются вспомнить сюжетную последовательность событий, если произведение написано на неродном для них языке. В случае с графическим романом привлечение визуального ряда для пересказа выполняет вспомогательную функцию, стимулируя речевую деятельность.
  3. Описание картинок, которые составляют сюжетную основу графического романа. Педагог может давать различные задания, учитывая глубину детализации при описании той или иной картинки. Описание может носить и выборочный характер: например, педагог просит описать внешность персонажа, обстановку действия, эмоции действующих лиц, иные особенности, отраженные в визуальной части графического романа.
  4. Соотнесение картинок и текста: педагог подбирает текстовые фрагменты, выводит их на экран проектора, а затем просит найти в графическом романе иллюстрации к тем событиям, о которых рассказывается в тексте.
  5. Организация учебных диалогов, дискуссий на основе прочитанного. Такие задания стимулируют учеников использовать язык в действии для выражения мнения, аргументации своей позиции или опровержения чужого мнения.
  6. Создание собственных речевых высказываний в письменной форме. Это могут быть задания, связанные с написанием отзыва или рецензии, а также задания творческого характера: дописать свое окончание произведения, придумать собственные иллюстрации к тесту, сравнить оригинальное произведение и графический роман (или их фрагменты).

Работа с графическим романом на уроках РКИ позволяет значительно расширить круг чтения инофонов и помогает сформировать готовность к восприятию больших аутентичных произведений.

Дата последнего обновления статьи: 29.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot