Место графического романа в преподавании РКИ
Обучение русскому языку как иностранному включает не только процессы, связанные с формированием и развитием грамматико-речевых компетенций, но и процессы становления основных видов деятельности речевой деятельности, связанных с использованием второго языка как средства общения. Большую роль в языковом развитии играет чтение, позволяющее осуществлять систематическое накопление словарного запаса и пополнение грамматических моделей, используемых в речи. Однако чтение на иностранном языке для большинства инофонов представляет значительные трудности. Они обусловлены как характером чтения (медленный темп, необходимость частого обращения к словарю), так и сложностью произведений авторов-классиков, которые включают слова и обороты, имеющие идиоматическое значение, вышедшие из активного употребления или представляющие собой образцы книжной речи, значительно отличающейся от простых лексико-грамматических конструкций, доступных ученикам с начальным уровнем владения языком.
В этой ситуации педагогу необходимо использовать те источники чтения, которые доступны и понятны инофонам с незначительным уровнем первоначальной языковой подготовки. При этом важно учитывать значение визуальной составляющей: учеными доказано, что текст, сопровождающийся иллюстрацией его содержания, лучше понимается даже при условии, что читающий (слушающий) не знает всех слов, его составляющих. Учитывая эти факторы, в преподавании РКИ следует активно использовать графические романы как тексты, сочетающие визуальный (иллюстративный) и вербальный компоненты.
Графический роман – это относительно новый для отечественного читателя вид произведений, который представляет собой визуальную (графическую) адаптацию известных произведений или самостоятельное произведение с преобладающим визуальным (иллюстративным) компонентом, составляющим основу его сюжета.
По структуре графический роман представляет собой креолизованный текст, в котором существует два канала восприятия смысла: визуальный и вербальный. При этом первому компоненту отдается приоритет, в то время как вербальный компонент имеет вспомогательный характер.
В отличие от комиксов графический роман ориентирован на взрослую аудиторию, часто создается на базе классического или популярного современного произведения как его визуальная адаптация и имеет больший объем. К технической стороне отличий между графическим романом и комиксом можно отнести качество прорисовки отдельных персонажей и сцен, а также способ размещения вербального сопровождения к картинкам (как правило, текст графического романа не размещается в «баллонах» - специальных выносках).
Жанровые особенности графического романа привлекают к нему современную читающие аудиторию, особенно молодежь, нуждающуюся в визуализации вербальной информации. Кроме этого, графические романы помогают современной молодежи понять классические произведения, погрузиться в их атмосферу и мотивируют к дальнейшему знакомству с классическими произведениями.
Использование графического романа в преподавании РКИ
В преподавании РКИ графический роман можно использовать как на уроке для организации работы с текстом, так и на занятиях по внеклассному чтению. Педагог не ограничен в выборе заданий, которые можно применять на основе графического романа:
- Чтение текста вслух, сопровождаемое комментарием. Малый объем текстовой информации позволяет за время урока прочитать достаточно большой объем графического романа, при этом чтение осуществляется параллельно с комментарием прочитанного. Учитель может использовать различные виды комментариев в зависимости от особенностей текста: лексический, лексико-стилистический, грамматический, историко-культурный, страноведческий и проч.
- Пересказ текста с опорой на визуальный ряд. Обычно ученики затрудняются вспомнить сюжетную последовательность событий, если произведение написано на неродном для них языке. В случае с графическим романом привлечение визуального ряда для пересказа выполняет вспомогательную функцию, стимулируя речевую деятельность.
- Описание картинок, которые составляют сюжетную основу графического романа. Педагог может давать различные задания, учитывая глубину детализации при описании той или иной картинки. Описание может носить и выборочный характер: например, педагог просит описать внешность персонажа, обстановку действия, эмоции действующих лиц, иные особенности, отраженные в визуальной части графического романа.
- Соотнесение картинок и текста: педагог подбирает текстовые фрагменты, выводит их на экран проектора, а затем просит найти в графическом романе иллюстрации к тем событиям, о которых рассказывается в тексте.
- Организация учебных диалогов, дискуссий на основе прочитанного. Такие задания стимулируют учеников использовать язык в действии для выражения мнения, аргументации своей позиции или опровержения чужого мнения.
- Создание собственных речевых высказываний в письменной форме. Это могут быть задания, связанные с написанием отзыва или рецензии, а также задания творческого характера: дописать свое окончание произведения, придумать собственные иллюстрации к тесту, сравнить оригинальное произведение и графический роман (или их фрагменты).
Работа с графическим романом на уроках РКИ позволяет значительно расширить круг чтения инофонов и помогает сформировать готовность к восприятию больших аутентичных произведений.