Функции графических редакторов в учебном процессе
Современная система образования ставит перед учителем задачи овладения новыми профессиональными компетенциями, необходимыми для успешного осуществления учебного процесса. В частности, речь идет о компетенциях в сфере использования современных компьютерных технологий для обеспечения учебного процесса необходимым наглядным материалом, внедрение в урок интерактивных и мультимедийных технологий.
Компьютерные компетенции учителя русского языка представляют собой набор умений и навыков, связанных с использованием возможностей компьютерной техники и информационных систем для планирования, организации и контроля учебной деятельности по предмету.
Психологи отмечают, что в восприятии современных школьников доминирует визуальный компонент, поэтому все большую роль в обучении играют средства наглядности, которые необходимо уметь создавать каждому учителю с учетом требований программы и индивидуальных особенностей учащихся. Для этого используются специальные программные инструменты – графические редакторы.
Графические редакторы представляют собой совокупность специальных программных средств, которые используются для создания иллюстративного материала и визуализации его содержания.
Современные графические редакторы отличаются многообразием и широкой доступностью (в бесплатных базовых версиях). Помимо собственно графических редакторов, существуют также и специальные программные инструменты Microsoft, Google, предназначенные для создания визуального контента.
Функции графических редакторов в методической работе педагога-словесника состоят в следующем:
- Создание наглядного материала для визуализации содержания учебного занятия.
- Проектирование рабочих листов, электронных предметных тетрадей для самостоятельной работы.
- Создание интерактивных заданий с мультимедийным сопровождением для использования на уроке.
- Оформление проектов и результатов научно-исследовательской деятельности учащихся.
- Презентация собственного педагогического опыта, дополнение портфолио учителя.
Использование графических редакторов в методической работе учителя русского языка и литературы
С помощью графических редактор учитель русского языка может решить широкий круг задач по подготовке дидактического материала:
- Создать плакаты или схемы, иллюстрирующие содержание правил или содержащие краткую характеристику теории по теме.
- Разработать демонстрационную презентацию к уроку.
- Сгенерировать рабочие листы для индивидуальной работы дома и на уроке.
- Подготовить карточки для индивидуальной и групповой работы.
- Проиллюстрировать значения слов, фразеологизмов.
- Создать коллаж в рамках учебной темы (например, из различных иллюстраций или схем к правилам).
- Подготовить интерактивное задание с использованием графических элементов (например, рисунков, схем).
- Подготовить красочные памятки по теории языка.
- Создать контрольно-измерительные материалы для проверки уровня сформированности умений и навыков по теме.
Графический редактор выступает вспомогательным средством, способом представления материала, поэтому выбор того или иного редактора, а также макета оформления карточки или рабочего листа определяется содержанием урока, его дидактическими целями, а также возрастными особенностями учащихся.
Методика подготовки дидактических материалов с использованием графических редакторов включает три аспекта:
- Методический аспект, связанный с учетом требований основных принципов лингвометодики при создании учебно-дидактических материалов для детей.
- Технологический аспект, связанный со знанием конкретных программных средств и уровнем владения их инструментами.
- Технический аспект, предполагающий наличие специальных средств, предназначенных для работы с созданными в графических редакторах материалами на уроке.
Последние два аспекта обусловлены особенностями использования конкретного графического редактора, а первый аспект – методический – является основополагающим, поскольку включает ключевые моменты, связанные с разработкой учебного задания:
- Определение целей и задач учебно-дидактического материала с учетом содержания урока и индивидуально-возрастных особенностей учащихся.
- Подбор графического (визуального) и текстового (вербального) содержания для дидактического материала.
- Компоновка основных элементов в структуре учебного материала.
- Разработка дизайна материала.
- Воплощение замысла с использованием программных графических средств.
Помимо самостоятельной разработки учебно-дидактических материалов, учитель также может привлекать школьников к участию в данной работе. Так, в качестве домашнего задания можно предложить учащимся создать рисунок (схему) к правилу, проиллюстрировать лингвистическую сказку, нарисовать иллюстрации к словарным словам или фразеологизмам, нарисовать карту урока и проч. Такие задания не только развивают образное творческое мышление, но и способствуют развитию предметных компетенций:
- Умения вычленять главное и второстепенное в теме.
- Перекодировать вербальную информацию в визуальную (графическую) информацию и наоборот.
- Усваивать предметную логику урока (темы).
- Критически оценивать содержание учебного материала, представлять его в удобной для запоминания и осмысления форме.
Таким образом, использование графических редакторов в методической работе учителя русского языка и литературы не только повышает профессиональные компетенции педагога в области современных компьютерных технологий, но и способствует повышению качества обучения за счет создания необходимых дидактических материалов для сопровождения учебного процесса.