Электронная тетрадь как новое средство обучения
Внедрение интерактивных и дистанционных технологий в образование ведет к пересмотру традиционных средств обучения. Так, наряду с традиционными бумажными учебниками и тетрадями на печатной основе появляются их электронные аналоги, позволяющие использовать в обучении информационные технологии, возможности дополненной реальности, а также мультимедийные средства.
Электронная тетрадь по русскому языку – это интерактивное обучающее средство, созданное при помощи компьютерных технологий и позволяющее ученику обучаться с их использованием.
Современные технологии позволяют создавать электронные тетради с помощью различных инструментов: текстовых редакторов, инструментов Google, а также специализированного программного обеспечения. Несмотря на многообразие инструментов для создания электронных тетрадей, суть их остается одинаковой.
Электронная тетрадь по русскому языку помогает обеспечить:
- Индивидуализацию содержания дидактического материала, а также дифференциацию заданий и видов работ в соответствии с уровнем подготовки и возможностями учеников.
- Разнообразие содержания учебного материала и форм его подачи.
- Интерактивный характер заданий, активизирующих учебную деятельность ребенка.
- Удаленный доступ к заданиям, позволяющий обучаться на расстоянии, без привязки к учебному заведению, что особенно актуально для учеников с ограниченными возможностями здоровья, детей, находящихся на надомном обучении, а также в условиях карантина, длительного пропуска занятий по болезни и проч.
- Возможность сочетать теоретический и практический материал к уроку.
Основные принципы создания электронной тетради:
- Электронная тетрадь является персональным учебным средством, поэтому заводится на каждого ученика.
- Материалы в электронной тетради постоянно обновляются и дополняются.
- Учитель устанавливает сроки выполнения заданий и проверки рабочей тетради, знакомит учеников с критериями оценки их работы.
- Задания сопровождаются четкими инструкциями по их выполнению.
- Объем и содержание заданий определяются с учетом возрастных норм и требований санитарных документов.
- Используется максимальное разнообразие упражнений с чередованием различных видов деятельности.
Использование электронной тетради в обучении русскому языку
Электронная тетрадь не является основным инструментом для проведения занятий по русскому языку, она выступает как вспомогательное учебное средство, поэтому не может заменить собой работу в обычной тетради и в тетради на печатной основе. Электронную тетрадь целесообразно использовать для создания дополнительных упражнений по теме для самостоятельной работы дома, в обучении детей, имеющих проблемы в речевом развитии или трудности в усвоении программы, а также для организации проектной деятельности и кружковой работы по предмету.
Эффективным инструментом организации самостоятельной работы электронная тетрадь выступает для старшеклассников при подготовке к экзаменам. Такая форма работы позволяет учителю отслеживать прогресс каждого ученика и создавать разноуровневые задания, направленные на преодоление трудностей, с которыми сталкивается конкретный учащийся в ходе предэкзаменационной подготовки.
Рассмотрим приемы создания учебного контента для электронной тетради по русскому языку. Изучаемая тема выделяется в самостоятельный раздел, который делится на три части: теоретический материал по теме, практические задания и контрольная часть.
Теоретический материал обычно представлен в виде схемы, таблицы, опорного конспекта, с помощью которых ученик может актуализировать знания по теме. Большую часть занимают упражнения, позволяющие автоматизировать те или иные языковые навыки. Упражнения разнообразные по форме и способу выполнения:
- Работа с деформированным текстом (вставить пропущенные буквы и знаки препинания, раскрыть скобки).
- Распределение слов по группам на основании какого-либо признака (по наличию орфограммы, частеречной принадлежности, по морфологическим свойствам).
- Исправление ошибок в словах, предложениях или текстах.
- Заполнение таблиц из справочного материала или собственными примерами.
- Анализ текстов по плану, алгоритму.
- Создание собственных текстов на основании предложенного задания.
Элементы контроля содержат задания, направленные на проверку сформированности языковых навыков. Это могут быть ссылки на интерактивные тесты или диктанты, а также размещенные в самой тетради контрольные работы, содержащие различные типы заданий.
Проверка электронной тетради осуществляется учителем в оговоренные сроки по мере выполнения заданий. Преимуществом проверки электронной тетради является то, что педагог может оставлять комментарии к заданиям, а также к допущенным ошибкам. Интересной формой работы является самопроверка заданий, позволяющая учителю увидеть, насколько у ученика сформированы навыки самоконтроля, развита внимательность и навыки самостоятельной работы.