Интернет-жанр как сетевой инструментарий учителя-словесника
Необходимость повышения качества преподавания русского языка в школе приводит учителя к поиску новых форм и технологий обучения. В современных условиях особую роль играет цифровизации всех общественных процессов, в том числе и образовательной среды, поэтому все активнее в школьном образовании используются компьютерные технологи, а также пересматривается взгляд на соотношение вербальных и визуальных компонентов в обучении. Инструментом объединения цифровых и традиционных технологий над языковыми феноменами становится исследовательская работа, подготовка учебных проектов, позволяющая каждому обучающемуся эффективно применять имеющиеся у него компетенции в ходе решения практических задач, что соответствует требованиям современных образовательных стандартов.
Основная проблема современного языкового образования, как отмечают педагоги и методисты, заключается в разнице подходов к изучаемым феноменам, следовательно, и разница в их восприятии учителем и учеником. Учитель как носитель традиционной текстоцентрической модели обучения ориентирован на логико-структурный тип мышления и изложения учебного материала, однако у учеников преобладает клиповое мышление и, как следствие, иконический тип восприятия информации. В этой ситуации учителю необходимо искать пути, позволяющие соединить логические текстовые структуры и образное мышление, формируя необходимые языковые компетенции.
Обращение к интернет-жанрам является инструментарием учителя-словесника, позволяющим эффективно использовать современные гибридные тексты в образовательном процессе.
Интернет-жанр – термин, используемый для обозначения специфических типовых разновидностей текстов, функционирующих исключительно в виртуальной среде.
Для интернет-жанров в целом характерны следующие черты:
- Интерактивность и диалогичность, предполагающая активное участие читателя в преобразовании текста и построении «околожанрового» дискурса.
- Мультимедийный характер, предполагающий соединение различных видов информации: текстовой, визуальной, аудиальной и проч.
- Нелинейная структура, гипертекстовый характер, позволяющий использовать текст как открытую структуру, имеющую выход в пространство других текстов.
- Наличие особых способов языковой организации, которые отражают специфические черты интернет-коммуникации.
Интернет-жанры – понятие, отличающееся многообразием. В состав интернет-жанров входят разные типы текстовых структур:
- Традиционные жанры, подвергшиеся трансформации под влиянием интернет-коммуникации (например, жанры виртуального кулинарного рецепта, гороскопа, рекомендации, отзыва, рецензии и проч.).
- Специфические гибридные жанры, предполагающие обращение к креолизованным текстам (мотиваторы и демотиваторы, мемы, гиф-изображения, видеоролики и проч.).
- Жанры блогосферы и проч.
Многообразие интернет-жанров создает пространство для педагогического творчества, потому что учитель может использовать любые из них в зависимости от целей урока или уровня подготовки класса.
Специфика применения интернет-жанра на уроке русского языка
Использование интернет-жанров как составных компонентов урока русского языка в школе позволяет учителю добиться соединения традиционного и нового подхода к изучению текста, а также развить необходимые компетенции работы с текстами «новой природы» как языковым и коммуникативным феноменом.
Рассмотрим использование интернет-жанров на уроке на примере демотиватора «Русский язык – бессмысленные и беспощадный» с текстом:
«Задело – за дело.
Иди ко мне – и дико мне.
Мы женаты – мы же на ты.
Ты жеребенок – ты же ребенок.
Несуразные вещи – несу разные вещи.
Ему же надо будет – ему жена добудет.
Надо ждать – надо ж дать».
Предлагая демотиватор ученикам учитель использует проблемные вопросы:
- Какой тип текста представлен в этом примере? Каковы его особенности?
- Какое языковое явление лежит в основе создание демотиватора?
- Каковы основные особенности омофонов (фонетических омонимов)? В чем их функция в речи или в художественном тексте?
- Какие еще примеры использование фонетических омонимов в речи вы можете привести?
- Как избежать двусмысленности при использовании фонетических омонимов в речи?
Как видно из примера, чтобы подойти к изучению языкового явления – омофонов (фонетической омонимии) – учитель использует интернет-жанр демотиватора как активатор мыслительной деятельности учащихся. Анализируя привычный гибридный текст, ученики обнаруживают, что в основе создания демотиватора «Русский язык – бессмысленный и беспощадный» лежит одно из языковых явлений, обеспечивающее семантическое многообразие, возможности игры со словом и формирования дополнительных смыслов в текстах (например, при создании каламбуров).
Особенно эффективны демотиваторы орфографической тематики, поскольку они соединяют сильный эмоциональный эффект (за счет нарочитого допущения большого количества ошибок) и подтекстовый смысл, направленный на привлечение внимания к проблемам грамотности. Такие демотиваторы можно использовать на мотивационном этапе урока, чтобы сформировать у учащихся понимание необходимости изучения орфографических норм.
Интернет-жанр как сетевой инструментарий учителя-словесника является востребованным средством в преподавании русского языка и может использовать для создания мотивации, развития познавательного интереса, организации исследовательской или дискуссионной деятельности на уроке.