Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Интернет-жанр как сетевой инструментарий учителя-словесника

Интернет-жанр как сетевой инструментарий учителя-словесника

Необходимость повышения качества преподавания русского языка в школе приводит учителя к поиску новых форм и технологий обучения. В современных условиях особую роль играет цифровизации всех общественных процессов, в том числе и образовательной среды, поэтому все активнее в школьном образовании используются компьютерные технологи, а также пересматривается взгляд на соотношение вербальных и визуальных компонентов в обучении. Инструментом объединения цифровых и традиционных технологий над языковыми феноменами становится исследовательская работа, подготовка учебных проектов, позволяющая каждому обучающемуся эффективно применять имеющиеся у него компетенции в ходе решения практических задач, что соответствует требованиям современных образовательных стандартов.

Основная проблема современного языкового образования, как отмечают педагоги и методисты, заключается в разнице подходов к изучаемым феноменам, следовательно, и разница в их восприятии учителем и учеником. Учитель как носитель традиционной текстоцентрической модели обучения ориентирован на логико-структурный тип мышления и изложения учебного материала, однако у учеников преобладает клиповое мышление и, как следствие, иконический тип восприятия информации. В этой ситуации учителю необходимо искать пути, позволяющие соединить логические текстовые структуры и образное мышление, формируя необходимые языковые компетенции.

Обращение к интернет-жанрам является инструментарием учителя-словесника, позволяющим эффективно использовать современные гибридные тексты в образовательном процессе.

Определение 1

Интернет-жанр – термин, используемый для обозначения специфических типовых разновидностей текстов, функционирующих исключительно в виртуальной среде.

«Интернет-жанр как сетевой инструментарий учителя-словесника» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Для интернет-жанров в целом характерны следующие черты:

  1. Интерактивность и диалогичность, предполагающая активное участие читателя в преобразовании текста и построении «околожанрового» дискурса.
  2. Мультимедийный характер, предполагающий соединение различных видов информации: текстовой, визуальной, аудиальной и проч.
  3. Нелинейная структура, гипертекстовый характер, позволяющий использовать текст как открытую структуру, имеющую выход в пространство других текстов.
  4. Наличие особых способов языковой организации, которые отражают специфические черты интернет-коммуникации.

Интернет-жанры – понятие, отличающееся многообразием. В состав интернет-жанров входят разные типы текстовых структур:

  1. Традиционные жанры, подвергшиеся трансформации под влиянием интернет-коммуникации (например, жанры виртуального кулинарного рецепта, гороскопа, рекомендации, отзыва, рецензии и проч.).
  2. Специфические гибридные жанры, предполагающие обращение к креолизованным текстам (мотиваторы и демотиваторы, мемы, гиф-изображения, видеоролики и проч.).
  3. Жанры блогосферы и проч.

Многообразие интернет-жанров создает пространство для педагогического творчества, потому что учитель может использовать любые из них в зависимости от целей урока или уровня подготовки класса.

Специфика применения интернет-жанра на уроке русского языка

Использование интернет-жанров как составных компонентов урока русского языка в школе позволяет учителю добиться соединения традиционного и нового подхода к изучению текста, а также развить необходимые компетенции работы с текстами «новой природы» как языковым и коммуникативным феноменом.

Рассмотрим использование интернет-жанров на уроке на примере демотиватора «Русский язык – бессмысленные и беспощадный» с текстом:

«Задело – за дело.

Иди ко мне – и дико мне.

Мы женаты – мы же на ты.

Ты жеребенок – ты же ребенок.

Несуразные вещи – несу разные вещи.

Ему же надо будет – ему жена добудет.

Надо ждать – надо ж дать».

Предлагая демотиватор ученикам учитель использует проблемные вопросы:

  1. Какой тип текста представлен в этом примере? Каковы его особенности?
  2. Какое языковое явление лежит в основе создание демотиватора?
  3. Каковы основные особенности омофонов (фонетических омонимов)? В чем их функция в речи или в художественном тексте?
  4. Какие еще примеры использование фонетических омонимов в речи вы можете привести?
  5. Как избежать двусмысленности при использовании фонетических омонимов в речи?

Как видно из примера, чтобы подойти к изучению языкового явления – омофонов (фонетической омонимии) – учитель использует интернет-жанр демотиватора как активатор мыслительной деятельности учащихся. Анализируя привычный гибридный текст, ученики обнаруживают, что в основе создания демотиватора «Русский язык – бессмысленный и беспощадный» лежит одно из языковых явлений, обеспечивающее семантическое многообразие, возможности игры со словом и формирования дополнительных смыслов в текстах (например, при создании каламбуров).

Особенно эффективны демотиваторы орфографической тематики, поскольку они соединяют сильный эмоциональный эффект (за счет нарочитого допущения большого количества ошибок) и подтекстовый смысл, направленный на привлечение внимания к проблемам грамотности. Такие демотиваторы можно использовать на мотивационном этапе урока, чтобы сформировать у учащихся понимание необходимости изучения орфографических норм.

Интернет-жанр как сетевой инструментарий учителя-словесника является востребованным средством в преподавании русского языка и может использовать для создания мотивации, развития познавательного интереса, организации исследовательской или дискуссионной деятельности на уроке.

Дата последнего обновления статьи: 15.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot