Интегративный подход в преподавании РКИ
Интеграция в современном образовании является одним из ведущих принципов обучения, который предполагает реализацию следующих направлений:
- Комплексный подход к обучению, воспитанию и развитию учеников через создание специальной образовательной среды, способствующей интеллектуальному, духовному и личностному росту и развитию.
- Ориентация на метапредметные компетенции и функциональные навыки, которые востребованы в различных областях практики.
- Полифункциональность обучения, направленность его на удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей и социального заказа общества и государства.
- Использование разных приемов и методов обучения, сочетание игровых, информационных, здоровьесберегающих технологий, позволяющих реализовать дифференцированный подход в преподавании.
- Ориентация на широкий спектр знаний и умений, развитие научного мышления и формирование предметного кругозора.
- Связь обучения с практической деятельностью.
Интеграция в образовании представляет собой такой подход в обучении, который связан с объединением в рамках преподавания одной дисциплины различных содержательных аспектов.
Интеграция касается как объединения предметного содержания дисциплин, так и включение в языковое образование сведений, относящихся к различным областям знаний.
Интеграция на уроках РКИ способствует решению собственно языковых задач и социокультурных задач, а именно:
- обогащает словарный состав речи, улучшает грамматический строй,
- снимает коммуникативные барьеры в общении, помогает пройти период языковой адаптации,
- способствует развитию навыков речевой деятельности: чтения, говорения, слушания, письма,
- помогает освоить страноведческий компонент, включиться в культурную и социальную жизнь общества.
Методы и приемы интегративного обучения в преподавании РКИ
Реализация интегративного подхода в преподавании РКИ возможна в нескольких направлениях:
- Обогащение предметного содержания за счет материалов, относящихся к другим областям знаний. Так, ученики могут работать с текстами технической, естественнонаучной, обществоведческой тематики, расширяя свои представления не только о коммуникативных возможностях русского языка, но и о мире науки и техники.
- Проведение интегрированных уроков, сочетающих различные аспекты знаний. Так, можно объединять уроки русского языка и литературы, русского языка и истории, литературы и искусства, а также литературы и обществознания. Комбинированный подход к формированию предметных компетенций позволяет преодолеть языковой барьер, понять сложные аспекты общественной и культурной жизни России.
- Использование различных методов и приемов учебной деятельности, позволяющих сформировать метапредметные умения и навыки. Так, в преподавании РКИ важно не только добиться усвоения предметного содержания дисциплины, но и сформировать коммуникативные навыки, потребность использовать язык как средство познания и общения.
- Комплексный подход к развитию разных видов деятельности, обязательной их чередование на учебном занятии и ориентация содержательной стороны обучения на актуализацию говорения, слушания, чтения и письма.
Использование на уроке техник интегративного подхода заключается в использовании определенного типа заданий, которые сочетают разные виды деятельности, а также охватывают разные аспекты предметного содержания:
- Комплексный анализ текста общественного или научно-популярного характера.
- Самостоятельный поиск и структурирование информации по заданной теме.
- Просмотр видеороликов различного тематического содержания и их обсуждение.
- Подготовка проектов на темы, связанные с историей, культурой, искусством России.
- Выполнение тестовых заданий с опорой на текстовый материал.
- Знакомство с текстами различных жанров: газетная передовица, статья в энциклопедии, научный отчет, мемуары, отзыв / рецензия и проч.
- Создание собственных речевых произведений в заданном жанре (статья для тематического блога, энциклопедии, заметка в газету).
- Обучение навыкам использования цифровых ресурсов в образовании (приемы работы с электронными словарями, энциклопедиями, обучающим видеоконтентом).
При использовании текста на уроке русского языка как иностранного преподаватель должен учитывать его интегративный потенциал, заключающийся в наличии сведений из какой-либо области знаний, а также информации, обогащающей представления учеников о России, ее истории, природе, географии и народе. При работе с текстом необходимо ориентировать учеников на извлечение разных типов информации:
- фактической (фактологической),
- страноведческой,
- социокультурной,
- языковой.
Для этого учитель комбинирует разные типы заданий:
- Беседа по вопросам, обсуждение прочитанного.
- Составление плана текста, заполнение таблиц, поиск цитат, ключевых слов и проч.
- Выполнение тестовых заданий.
- Работа с лексикой: анализ словарных статей, подбор словосочетаний / предложений, содержащих примеры употребления слов и выражений.
- Аудирование по тексту (например, прослушать утверждения, относящиеся к тексту, и определить, какие из них соответствуют его содержанию).
- Составление диалогов на основе прочитанного.
- Написание рецензий, отзывов, эссе.
Интегративный подход к преподаванию РКИ позволяет эффективно реализовывать основные цели обучения иностранцев русского языка, способствуя их культурной и коммуникативной интеграции.