Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Интегративный подход в преподавании РКИ

Интегративный подход в преподавании РКИ

Интеграция в современном образовании является одним из ведущих принципов обучения, который предполагает реализацию следующих направлений:

  1. Комплексный подход к обучению, воспитанию и развитию учеников через создание специальной образовательной среды, способствующей интеллектуальному, духовному и личностному росту и развитию.
  2. Ориентация на метапредметные компетенции и функциональные навыки, которые востребованы в различных областях практики.
  3. Полифункциональность обучения, направленность его на удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей и социального заказа общества и государства.
  4. Использование разных приемов и методов обучения, сочетание игровых, информационных, здоровьесберегающих технологий, позволяющих реализовать дифференцированный подход в преподавании.
  5. Ориентация на широкий спектр знаний и умений, развитие научного мышления и формирование предметного кругозора.
  6. Связь обучения с практической деятельностью.
Определение 1

Интеграция в образовании представляет собой такой подход в обучении, который связан с объединением в рамках преподавания одной дисциплины различных содержательных аспектов.

Интеграция касается как объединения предметного содержания дисциплин, так и включение в языковое образование сведений, относящихся к различным областям знаний.

Интеграция на уроках РКИ способствует решению собственно языковых задач и социокультурных задач, а именно:

  • обогащает словарный состав речи, улучшает грамматический строй,
  • снимает коммуникативные барьеры в общении, помогает пройти период языковой адаптации,
  • способствует развитию навыков речевой деятельности: чтения, говорения, слушания, письма,
  • помогает освоить страноведческий компонент, включиться в культурную и социальную жизнь общества.

Методы и приемы интегративного обучения в преподавании РКИ

Реализация интегративного подхода в преподавании РКИ возможна в нескольких направлениях:

«Интегративный подход в преподавании РКИ» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  1. Обогащение предметного содержания за счет материалов, относящихся к другим областям знаний. Так, ученики могут работать с текстами технической, естественнонаучной, обществоведческой тематики, расширяя свои представления не только о коммуникативных возможностях русского языка, но и о мире науки и техники.
  2. Проведение интегрированных уроков, сочетающих различные аспекты знаний. Так, можно объединять уроки русского языка и литературы, русского языка и истории, литературы и искусства, а также литературы и обществознания. Комбинированный подход к формированию предметных компетенций позволяет преодолеть языковой барьер, понять сложные аспекты общественной и культурной жизни России.
  3. Использование различных методов и приемов учебной деятельности, позволяющих сформировать метапредметные умения и навыки. Так, в преподавании РКИ важно не только добиться усвоения предметного содержания дисциплины, но и сформировать коммуникативные навыки, потребность использовать язык как средство познания и общения.
  4. Комплексный подход к развитию разных видов деятельности, обязательной их чередование на учебном занятии и ориентация содержательной стороны обучения на актуализацию говорения, слушания, чтения и письма.

Использование на уроке техник интегративного подхода заключается в использовании определенного типа заданий, которые сочетают разные виды деятельности, а также охватывают разные аспекты предметного содержания:

  1. Комплексный анализ текста общественного или научно-популярного характера.
  2. Самостоятельный поиск и структурирование информации по заданной теме.
  3. Просмотр видеороликов различного тематического содержания и их обсуждение.
  4. Подготовка проектов на темы, связанные с историей, культурой, искусством России.
  5. Выполнение тестовых заданий с опорой на текстовый материал.
  6. Знакомство с текстами различных жанров: газетная передовица, статья в энциклопедии, научный отчет, мемуары, отзыв / рецензия и проч.
  7. Создание собственных речевых произведений в заданном жанре (статья для тематического блога, энциклопедии, заметка в газету).
  8. Обучение навыкам использования цифровых ресурсов в образовании (приемы работы с электронными словарями, энциклопедиями, обучающим видеоконтентом).

При использовании текста на уроке русского языка как иностранного преподаватель должен учитывать его интегративный потенциал, заключающийся в наличии сведений из какой-либо области знаний, а также информации, обогащающей представления учеников о России, ее истории, природе, географии и народе. При работе с текстом необходимо ориентировать учеников на извлечение разных типов информации:

  • фактической (фактологической),
  • страноведческой,
  • социокультурной,
  • языковой.

Для этого учитель комбинирует разные типы заданий:

  1. Беседа по вопросам, обсуждение прочитанного.
  2. Составление плана текста, заполнение таблиц, поиск цитат, ключевых слов и проч.
  3. Выполнение тестовых заданий.
  4. Работа с лексикой: анализ словарных статей, подбор словосочетаний / предложений, содержащих примеры употребления слов и выражений.
  5. Аудирование по тексту (например, прослушать утверждения, относящиеся к тексту, и определить, какие из них соответствуют его содержанию).
  6. Составление диалогов на основе прочитанного.
  7. Написание рецензий, отзывов, эссе.

Интегративный подход к преподаванию РКИ позволяет эффективно реализовывать основные цели обучения иностранцев русского языка, способствуя их культурной и коммуникативной интеграции.

Дата последнего обновления статьи: 16.09.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot