Роль инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе
Современные условия, вызывающие изменения в системе образовательных отношений, побуждают учителей искать пути обновления традиционных форм взаимодействия с родителями. Это необходимо для успешной реализации образовательных программ, а также создания условий, которые способствуют полноценному и всестороннему развитию детей, имеющих особые образовательные потребности. Ведь ребенок с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) – это обучающийся «зоны риска», требующий пристального внимания не только со стороны педагогов, но и со стороны семьи, выступающей ведущей средой его социализации и личностного развития. Поэтому установление доверительного и продуктивного диалога между педагогом и семьей обучающегося становится залогом успешной коррекционно-развивающей работы.
Социализация ребенка с ОВЗ отличается от того процесса адаптации в обществе и системе его ценностей, который проходят его сверстники. Ее особенности заключаются в следующем:
- Необходимость специального организованного характера включения ребенка в общество.
- Комплексное (психолого-педагогическое и медицинское) сопровождение ребенка в процессе адаптации к условиям общественной жизни.
- Учет особых образовательных потребностей ребенка и подбор оптимальных форм педагогического и коррекционного воздействия, которые наиболее полно удовлетворяют эти потребности.
- Применение нетрадиционных, инновационных форм работы с детьми, повышающих эффективность мер психолого-педагогического воздействия.
В этой ситуации особую роль приобретает взаимодействие семьи специалиста, осуществляющего работу с ребенком: учителя-логопеда, дефектолога. Задача педагога при работе с семьей обучающегося с ОВЗ состоит в следующем:
- Наладить эффективное взаимодействие с семьей и через нее осуществлять целенаправленное и планомерное коррекционное воздействие на личность ребенка.
- Вооружить родителей основами психолого-педагогических знаний, необходимых для понимания сущности и специфики ситуации развития ребенка с ОВЗ.
- Помочь родителям наладить эффективный воспитательный и развивающий процесс для ребенка с особыми образовательными потребностями.
Инновационные технологии сотрудничества учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ
Современным аспектом взаимодействия семьи и образовательного учреждения является широкое внедрение в процессы социализации и адаптации детей с ОВЗ информационно-коммуникационных технологий, которые отражают возросшие технические возможности современного общества и способствуют более активному процессу вхождения в него ребенка. Внедрение новых технологий в процесс работы логопеда меняет содержание и форму коррекционно-педагогического процесса, а также предъявляет новые требования к развитию профессиональных компетенций дефектолога. Актуальным является использование средств ИКТ в работе с родителями детей с ОВЗ, способствующее активизации взаимодействия семьи и образовательной организации.
Работа с родителями по использованию ИКТ позволяет реализовать следующие направления в деятельности учителя-логопеда:
- Оптимизировать коррекционную работу за счет повышения мотивации ребенка к учению, развития познавательного интереса, использования современных и востребованных форм обучения и развития.
- Ускорение процессов передачи знаний и опыта за счет более быстрой адаптации к условиям современной цифрового общества детей и их родителей.
- Передача опыта и знаний через ИКТ стимулирует усвоение языковых и речевых средств, развивает коммуникативные навыки, а также служит профилактикой для возникновения вторичных расстройств и, как следствие, социальной дезадаптации ребенка.
- Внедрение новых форм взаимодействия с ребенком, снимающих стресс и тревожность, страх ошибки, предлагающих познание и коррекцию в форме обучающей игры.
Инновационные технологии сотрудничества учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ на базе применения ИКТ включают:
- Общеразвивающие компьютерные игры, тренирующие зрительное и слуховое восприятие, память, логическое мышление ребенка.
- Дидактические и коррекционно-развивающие игры на компьютере, которые способствуют выработке правильного речевого дыхания, постановке артикуляции, расширению словарного запаса, развитию грамматических навыков.
- Аудиовизуальный обучающий ряд: логопедические мультфильмы, интерактивная артикуляционная гимнастика, презентации.
- Специальное компьютерное оборудование для детей, имеющих трудности с ориентацией в пространстве, зрением и слухом, передвижением, удержанием предметов и проч.
- Развитие дистанционных форм коррекционной помощи для детей, проживающих в отдаленных районах, или детей с ограниченной мобильностью.
- Создание электронной развивающей среды ребенка, которая может быть использована родителями как средство подкрепления коррекционного логопедического воздействия.
Привлечение родителей к участию в коррекционном процессе помогает создать благоприятный психологический климат в семье и в образовательном учреждении, развивает педагогическую компетентность родителей, что способствует и укрепление социального статуса ребенка с ОВЗ. Использование ИКТ как инструмента повышения коррекционно-педагогической культуры семьи позволяет сделать работу учителя-логопеда более эффективной.