Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Инференционная модель коммуникации

Инференционная модель коммуникации

Инференционная модель коммуникация появилась как следствие того, что не все ситуации общения могли быть описаны с помощью принятых в коммуникативной практике представлений о коммуникации как о процессе «отправки – восприятия» лингвистического кода. Уязвимость такого представления очевидна в тех ситуациях, когда один из коммуникантов не использует вербальный код, однако коммуникация при этом происходит. Например, муж спрашивает жену, чем она занята, и вместо словесного ответа она показывает ему на кастрюлю, стоящую на плите. Очевидно, что ответ подразумевает сообщение о том, что женщина готовит. При этом она выражает его невербально, посредством жеста, и ее понимают.

Определение 1

С точки зрения инференционной модели, создателем которой считают Герберта Грайса, для осуществления коммуникации необходимо, чтобы адресант обладал намерением сообщить информацию и сделать это понятным для адресата способом, а адресат – воспринять информацию на основе этой обеспеченной говорящим очевидности (или инференции).

То есть в процессе общения информация выводится адресатом из речевых интенций партнера по коммуникации. Эти речевые намерения (интенции) проявляются следующим образом:

  1. Адресант имеет намерение с помощью своего высказывания вызвать ответную реакцию у собеседника.
  2. Автор высказывания хочет, чтобы его коммуникативные намерения были распознаны адресатом.
  3. Автор желает, чтобы на основании понимания его речевых намерений адресат повел себя определенным образом.

В основе стимула коммуникации лежит, таким образом, не желание сообщить информацию, а желание быть понятым адресатом. Основным средством, которым пользуется адресант для выражения свои интенций, являются речевые сообщения. По своей природе они могут быть не только информативными. Например, некоторые высказывания не несут никакой фактической информации, кроме выражения эмоциональных состояний адресанта или его субъективных оценок. Поэтому для адекватного понимания такого высказывания важно, чтобы адресат уловил коммуникативные интенции и правильно их интерпретировал.

«Инференционная модель коммуникации» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Кодовая составляющая инференционной модели коммуникации

Инференционная модель коммуникации, возникнув в противовес традиционной, кодовой, стала рассматриваться как ее частный случай. В частности, многие лингвисты указывали на то, что в человеческом мире коммуникация без кода невозможна, поэтому общение основано не столько на «угадывании» интенций «говорящего», сколько все-таки на дешифровке кода, пускай и имеющего невербальную природу. Это привело к расширенному толкованию понятия «код» в инференционной модели. Так, под «кодом» стали понимать не просто набор языковых символов, а общее для коммуникантов «поле» конвенциональных смыслов. Наличие общего контекста (ситуации), в которой осуществляется общение, и сходных представлений о реальности, коммуниканты могут общаться, не рискуя быть непонятыми.

При этом у инференционной модели есть и существенные недостатки. Они заключаются в том, что реальная языковая коммуникация значительно сложнее того взаимодействия, в котором протекает инференция. При этом, как справедливо отмечают критики Грайса, он абсолютизировал логический аспект выведения смысла в общении, пренебрегая психологическим, более важным с точки зрения непосредственного живого общения. Очевидно, что реальная коммуникация основана не только на инференции, но еще и сопровождается процессами кодирования и декодирования информации, поскольку язык в целом имеет знаковую природу и предназначен именно для выполнения коммуникативной функции.

Перспективным представление об инференции в процессе общения выступает в тех случаях, когда мы имеем дело со строго конвенциональными формами общения, где важным для адекватного понимания являются определенные «маркеры» интенций, например, к таким формам поведения можно отнести традиционные речевые жанры комплимента, тоста, поздравления, где инференция доминирует над процессами распознавания кода сообщения.

Другим интересным аспектом инференционной модели является представление о том, как именно адресат осуществляет процессы, связанные с выведением смыслов. С одной стороны, адресант стремиться к тому, что содержание его речевого высказывание было очевидным для адресата и для этого использует соответствующие языковые средства. С другой стороны, у адресата есть определенные коммуникативные ожидания в отношении высказываний адресанта. Эти ожидания определяются несколькими аспектами:

  1. Принципом кооперации, согласно которому адресант намерен осуществить коммуникацию и быть понятым.
  2. Максимами качества и количества, то есть правдивости и информативности высказывания.
  3. Принципом релевантности, то есть наличия отношений, связей между высказыванием и ситуацией общения.
  4. Принципом ясности, когда адресант сознательно стремиться быть понятым.

В соответствии с этими принципами модель коммуникации усложняется. В частности, говорящий не просто «считывает» смыслы, переданные с помощью языкового кода. Он обогащает полученные из нее сведения данными о ситуации общения, качестве и количестве полученной информации, поведении своего собеседника, степени его искренности и так далее, что позволяет адресату на уровне инференции строить гипотезы относительно интенций «говорящего» и понимать сообщение.

Дата последнего обновления статьи: 22.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot