Индуктивный метод изучения грамматических категорий в школе
При изучении грамматических категорий в школе учащиеся сталкиваются с рядом трудностей, которые связаны, прежде всего, с тем, что эти явления языка предполагают достаточно высокую степень абстракции, в то время как учащиеся (особенно в начальной школе) привыкли иметь дело с конкретными языками фактами. Необходимость обобщения, распространения закономерностей, лежащих в основе выделения тех или иных грамматических категорий, на широкий круг языковых явлений затруднительна в том случае, если у ребенка отсутствует опыт наблюдения за языковыми явлениями в речи, недостаточно развит языковой запас или имеются нарушения в процессе речевого развития.
В отечественной методике при изучении грамматики принять дедуктивный подход к освоению языковых явлений, который предполагает знакомство с грамматической категорией и её универсальными признаками, а затем распространение теоретических сведений на область практики: изучение реальных реализацией грамматических категорий в речи.
Дедуктивный путь представляется наиболее удобным в том случае, когда необходимо дать системное представление о грамматике, сформировать теоретическую базу, поэтому он органичен при изучении языка, не родного для обучающегося (например, английского). В то же время для родного языка этот путь является искусственным. Специфика обучения русскому языку заключается в том, что он не просто выступает учебным предметом, но и является средством коммуникации, поэтому каждый обучающийся уже владеет достаточно большим запасом речевых сведений, которые нуждается в структурировании и систематизации путем организации осознанного наблюдения за ними и их морфологическими свойствами. Так возникает путь изучения грамматики, противоположный дедуктивному, - индуктивный метод.
Индуктивный метод изучения грамматических категорий заключается в анализе и изучении частных языковых явлений с их обследующим обобщением и выведением общего теоретического знания.
Это путь выступает как более сложный и трудоёмкий и зачастую хорошо реализуется только в классах с сильным составом учащихся. Однако опора на индуктивный метод при изучении позволяет добиться значительных преимуществ:
- Формирует навык анализа языкового явления, выявления его грамматических характеристик.
- Приучает школьника сопоставлять языковые факты для обнаружения черт сходства и различия.
- Помогает увидеть реальное наполнение абстрактных грамматических категорий до момента введения самого термина или понятия.
- Приучает к системному взгляду на язык, а также развивает навыки языкового анализа и синтеза.
Методика применения индуктивного подхода в изучении грамматических категорий
Индуктивный метод при изучении грамматических категорий реализуется в ходе правильной организации работы над языковым явлением:
- Учащимся для наблюдения и анализа предлагаются только те явления, которые являются значимыми для репрезентации того или иного грамматического значения.
- Учитель предлагает план анализа (сравнения) языковых явлений, реализация которого приводит к пониманию сущности изучаемой грамматической категории.
- Результаты наблюдений обобщаются и систематизируются в виде теоретического обоснования для примера.
- Результаты теоретических выводов сравниваются с материалом учебника, определяются общие свойства грамматической категории, полнота / неполнота полученных она уроке сведений.
- Конечные результаты обсуждения систематизируются и обобщаются в виде понятия грамматической категории.
Рассмотрим индуктивный путь изучения грамматической категории рода имен существительных:
- Для наблюдения учитель предлагает несколько групп существительных: матрешка, кукла, кровать – нож, мишка, мальчишка – ведро, окно, поле.
- Учащимся предлагается составить с этими существительными словосочетания, используя различные прилагательные, и выделить окончания прилагательных, сравнить их между собой и объяснить, почему у некоторых прилагательных они совпадают, а других – нет.
- Аналогичная работа проводится при составлении с данными существительными предложений с глаголами прошедшего времени.
- Результаты наблюдений обобщаются в таблице (схеме), формулируется гипотеза, что особенности сочетания существительных с прилагательными или глаголами прошедшего времени определяются их морфологическими свойствами, которые проявляются регулярно и позволяют разделить существительные на три группы по особенностям согласования.
- Учитель предлагает обозначить данное свойство как грамматическую категорию рода, а также вводит классификацию существительных по родовой принадлежности.
- Полученные выводы сравниваются с теоретическим материалом учебника.
- После освоения категории рода организуется наблюдение над существительными в форме множественного числа: брюки, ножницы, очки. Учащиеся отмечают, что у данных слов нет родовой принадлежности, на особенности их согласования влияет число.
Таким образом, при использовании индуктивного подхода при изучении грамматики учащиеся получают возможность уяснить языковое содержание грамматических категорий и лучше освоить их, не заучивая механически готовый теоретический материал.