Индивидуальный образовательный маршрут: понятие, содержание, предназначение
Изменения в сфере образования затронули и такие его аспекты, как учет индивидуальных потребностей всех участников процесса обучения. Акцент сделан на праве ученика выбрать способ усвоения знаний, который отвечает его возможностям и особенностям. Это значит, что каждый ребенок имеет право обучаться в том темпе, который наиболее отвечает его индивидуальным потребностям.
Такой подход к определению путей усвоения знаний обусловлен тем, что дети сильно отличаются друг от друга по мотивации, скорости мыслительных процессов, способности удерживать темп деятельности в ходе занятия. Одни ученики нуждаются в постоянной стимуляции, словесном подкреплении, многократном повторении упражнений, другие же способны работать в быстром темпе, легко усваивают материал и хотели бы получить дополнительные задания повышенной сложности. Кроме этого, есть группа учеников, которая отличается одаренностью в рамках данной предметной области, стремится к углубленному изучению предмета, следовательно, нуждается в занятиях, направленных на развитие их способностей.
Решить проблему индивидуализации образования помогает использование индивидуальных образовательных маршрутов, которые представляют собой траектории учебного развития детей.
Индивидуальный образовательный маршрут – это документ, содержащий перечень мероприятий и направлений деятельности, которые осуществляются в рамках прохождения ребенком собственной образовательной траектории.
В содержание индивидуального образовательного маршрута входят следующие разделы:
- Цели и задачи осуществления индивидуальной образовательной деятельности.
- Ожидаемые результаты реализации индивидуальной образовательной траектории.
- Основные направления индивидуальной работы, их сроки и периодичность.
- Формы работы с учеником, а также виды его учебной деятельности.
- Оценочные средства и формы контроля результативности обучения.
Индивидуальный образовательный маршрут обычно составляется для следующих групп учеников:
- Дети, испытывающие трудности в обучении в силу социально-педагогической запущенности, систематического отставания по предметам.
- Ученики, длительно отсутствующие в школе по уважительной причине (отъезд, состояние здоровья) и нуждающиеся в дополнительной помощи для усвоения пропущенного материала.
- Дети, обучающиеся по коррекционным программам разной направленности в классах с инклюзивным образованием.
- Одаренные дети, нуждающиеся в дополнительном образовательном сопровождении.
Индивидуальный образовательный маршрут в языковом образовании
Рассмотрим специфику образовательного маршрута в языковом образовании. Чаще всего такой маршрут составляется учителем для тех учеников, которые испытывают учебные трудности, демонстрируя низкую результативность в обучении.
Составление индивидуального учебного маршрута для таких детей включает ряд этапов:
- Диагностический этап, в ходе которого выявляются пробелы в знаниях, языковых компетенциях.
- Этап планирования, включающий определение целей маршрута, его образовательных задач и основного содержания.
- Содержательный этап, на котором выбираются направления преодоления учебных затруднений, а также формы и методы работы с учеником, отвечающие его образовательным потребностям.
- Контрольный этап включает выбор форм и способов контроля усвоения знаний и развития умений.
- Оценочный этап предполагает рефлексию учебной деятельности, оценивание ученика и определение итогов реализации индивидуального маршрута.
Пример индивидуального учебного маршрута по русскому языку для ученика 5 класса, испытывающего трудности в усвоении правил правописания.
В ходе диагностики орфографических умений выявлены пробелы в изученных орфограммах, а также несформированность основных орфографических умений: опознавать орфограмму по ее признакам, находить ее место в слове, применять орфографические правило для выбора правильного написания.
Основная цель образовательного маршрута состоит в коррекции правописных умений и навыков, что планируется достичь через ряд последовательных учебных задач: повторить изученные орфограммы и их опознавательные признаки; повторить морфемный состав слова; актуализировать знания об использовании правил правописания в разных контекстах (слово, словосочетание, предложение); закрепить орфографические знания на практике.
Основные направления работы: морфемный анализ, орфографический анализ, работа с теорией, практическая работа. Методы учебной деятельности: составление опорных схем, иллюстраций к правилам, осложненное списывание, тест, диктант.
Контрольные мероприятия включают проверочные работы, словарные диктанты, тесты, контрольный диктант.
Оценка деятельности ученика производится в соответствии с критериями оценивания разных видов работ (устных ответов, письменных заданий). Итоги реализации индивидуального образовательного маршрута определяются исходя из результативности деятельности ученика и его успехов в освоении проблемной темы.
Индивидуальный образовательный маршрут является средством помощи ученику в удовлетворении его учебных потребностей, поэтому должен составляться с учетом реальных трудностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка.