Предметные игры на уроке
Традиционно игры с предметами в школе – прерогатива уроков физической культуры. Предметные игры редко используются учителями в силу их специфики: такие игры ориентированы на детей младшего возраста, предполагают активное передвижение по классу, шум, что мешает проведению учебного занятия. Между тем предметные игры, грамотно включенные в структуру урока, могут помочь снять усталость и напряжение, повысить работоспособность учеников, сохранить хорошее самочувствие и положительный настрой на занятие.
Игры с предметами являются разновидностью дидактических игровых технологий, особенность которых состоит в использовании в качестве основы какого-либо предмета: мячика, карандаша, куклы, мягкой игрушки и проч.
При организации игр с предметами на уроке необходимо учитывать:
- Количество учеников: чем больше участников, тем динамичнее должна проходить игра, чтобы каждый был в ней задействован.
- Этап урока, на котором проводится: игру можно провести в начале занятия в качестве организационного момента, направив ее на сплочение ученического коллектива и создание положительного настроя на работу; также можно использовать игру в середине занятия как динамическую паузу, снижающую умственное и мышечное напряжение и помогающую расслабиться, переключить внимание.
- Наличие игровых правил, которые знакомы ученикам, и их соблюдение.
- Временной регламент: игра представляет собой лишь краткий эпизод урока, она не является его заменой или самоцелью.
Рассмотрим разновидности игр с предметами, которые используются на уроках русского языка.
Игры с предметами на уроках русского языка
Перед началом урока педагог всегда сталкивается с необходимостью организовать класс, настроить детей на продуктивную работу, вызвать положительные эмоции по отношению к предстоящему занятию. Обычно организационный момент урока выглядит однообразно и «сухо»: это приветствие, краткий инструктаж, приведение рабочих мест в порядок. Однако организационный момент может и должен включать игровой момент, который сразу захватывает внимание учеников, помогает им настроиться на совместную работу.
В качестве предметных игр, используемых на этапе вхождения в урок, можно использовать:
- Игру «Клубок» (другое название – «Связующая нить»). Педагог наматывает на палец нить клубка, говорит приветствие рядом сидящему ученику и передает ему клубок, тот делает тот же самое и передает клубок соседу. В конце игры учитель просит объяснить, что символизирует эта связь (дружбу, сотрудничество), и просит смотать клубок. Оказывается, что сделать это можно только в том случае, если каждый участник с конца начнет последовательно и слаженно распутывать нить (это символизирует взаимопомощь, слаженность работы на уроке).
- Игра «Снежный ком»: учитель инициирует передачу по кругу мячика с какими-либо словами (это могут приветствия, пожелания, материал, относящийся к теме урока). Задача учеников – передавать мяч быстро и не уронить его.
- Игра «Снежки»: педагог заранее готовит «снежки» - скомканные в виде шариков листы белой бумаги. По команде учителя дети начинают играть в снежки (15-20 секунд). Затем каждый ученик берет свой «снежок», разворачивает его и получает задание по теме урока (например, вспомнить правило, записать словарные слова, сделать фонетический разбор и проч.). В середине урока необходимо проводить физкультминутку (динамическую паузу), которая помогает детям снять мышечное напряжение и избегать утомления в течения дня. Для этого можно использовать такие игры с предметами, которые не только помогают сохранять здоровье и работоспособность, но и имеют познавательную ценность:
- Иры с мячом. Вариантов проведения этих игр много. Учитель может использовать один или несколько небольших мячиков. Дети кидают друг другу мячики, сопровождая броски вопросами по теме урока (вспомни правило, как пишется слово, сколько бук НН в суффиксе и проч.).
- Игры с карточками: учитель раздает ученикам карточки двух цветов (зеленые и красные) и просит их вставать и поднимать зеленую карточку, если он выведет на экран верно написанное слово, и делать то же самое, но с красной карточкой, если слово написано неверно.
- Игры с карандашами. Учитель раскладывает на столе несколько карандашей (или фломастеров) разных цветов, делит класс на четыре группы и каждой группе дает небольшую картинку, которую нужно раскрасить. Брать карандаши можно, если ты правильно вставил букву в слово, записанное на доске. Выигрывает та команда, которая первой раскрасит свою картинку.
- Игры с коробкой. Эта вариант игр привлекает детей элементом неожиданности. Учитель ставит на стол коробку с каким-то предметом. Чтобы отгадать, что внутри коробки, дети должны выполнить разные задания: два раза присесть и назвать два словарных слова, подкидывать мяч и рассказывать правило и проч.
Предметные игры, которые может использовать учитель на уроке, не исчерпываются приведенным перечнем. При организации игровых моментов на уроке необходимо помнить, что игра не должна нарушать дисциплину, мешать обучению, поэтому использовать игровые моменты надо умеренно, адаптируя их под особенности конкретного класса.