Место игровых технологий в изучении лексических тем
Игровые технологии давно и успешно применяются в методике обучения русскому языку как иностранному. Это обусловлено их высокой методической и дидактической ценностью, поскольку учебные игры способствуют развитию мотивации к учению, формируют познавательный интерес и облегчают процесс усвоения информации.
Лексические темы являются наиболее трудным аспектом изучения для студентов-инофонов. Это связано как с большим объемом информации, так и с широкой дифференциацией лексических единиц, которые различаются не только оттенками значения, но и спецификой употребления. Поэтому преподаватель сталкивается с необходимостью выстроить изучение лексических тем максимально эффективно, используя разнообразные формы и методы активизации познавательной деятельности учеников.
При работе с лексикой в практику обучения необходимо включать игры, способствующие более быстрому и эффективному усвоению новых слов. Методическим аспектом применения игровых технологий при работе с лексикой является проблема сочетания метода игры с традиционными формами работы с лексическим материалом.
Традиционная лексическая работа на занятиях выстраивается следующим образом:
- Определяется тематическая область, к которой относится изучаемая группа слов: внешний вид, одежда, здоровье, хобби, семья, профессии, обучение, путешествия и др.
- Выделяется лексический минимум, обязательный для усвоения, то есть тот набор слов, значение которых должно обязательно осознаваться учениками и которые они должны активно использовать в речи.
- С помощью приемов семантизации значение нового слова вводится в словарный запас ученика.
- На занятии моделируются различные речевые ситуации, побуждающие ученика использовать изученные слова в речевой практике: описание картинок, составление текстов, диалогов, ответы на вопросы, пересказ, аудирование и проч.
Применение игровых методов опирается на традиционную схему работы с лексическим материалом, но при этом в качестве формы организации деятельности на занятии используется игра, хорошо известная и понятная ученикам.
Игровые приемы работы с лексикой в преподавании РКИ
Используемые дидактические игры можно разделить на несколько категорий в зависимости от их цели и формы организации:
- Словесные игры, основанные на угадывании значения слов. К наиболее популярным видам таких игр относится кроссворд, сущность которого состоит в том, что по заданному описанию значения, игрок должен узнать слово. Другие разновидности словесных игр – это игры комбинаторного типа, основанные на перестановке букв для получения слов. К ним можно отнести анаграммы, сущность которых состоит в перестановке букв для получения слова. Известны также словесные игры-цепочки, когда участники должны называть слова по порядку в соответствии с каким-либо условием (назвать слово, начинающееся с той же буквы, что и предыдущее, или назвать слово, начинающееся с последней буквы предыдущего).
- Визуальные игры основываются на привлечении раздаточного материала в виде картинок, фотографий, изображений. К ним можно отнести «Лексическое лото», по правилам которого ученики должны «закрыть» соответствующими словами предметные картинки. К визуальным играм можно отнести «Крокодил»: ведущий задумывает слово, а игроки должны по жестам и мимике угадать задуманное.
- Игры-квесты предполагают прохождение определенных заданий, связанных с актуализацией лексического материала. В качестве основы для такой игры используется формат «бродилки», а игроки осуществляют ходы в соответствии с порядком их выпадения на игровом кубике. Задания, которые используются в «бродилке», могут быть разнообразными: подобрать синоним к слову, найти лишнее слово в ряду, подобрать обобщающее слово, узнать слово по его значению, сформулировать значение слова, расставить слова в алфавитном порядке и проч.
- Игры, основанные на формате известных телевизионных передач. К примеру, это могут быть игры «Поле чудес», «Кто хочет стать миллионером?», «Своя игра» и проч. Они не только позволяют отработать лексические темы, но и расширяют кругозор учеников, помогают использовать комплексные языковые навыки для выполнения игровых заданий.
- Интерактивные игры с использованием онлайн-ресурсов развивают информационную компетенцию и вооружают необходимыми навыками работы с цифровыми источниками данных. Педагоги используют интерактивные квесты, стимулирующие учеников обращаться к электронным словарям и энциклопедиям, знакомится с материалами страноведческой направленности, расширять словарный запас.
- Ролевые игры, сущность которых заключается в имитации определенных коммуникативных ситуаций. Например, это может быть игра в форме лингвистического «детектива», путешествия, лексического «бюро находок» и проч. Для проведения такой игры необходим сценарий и четкая структура заданий, выполнение которых будет способствовать продвижению игроков и овладению необходимыми предметными компетенциями.
Игровые приемы работы с лексикой в преподавании РКИ помогают сделать процесс обучения более разнообразным и интересным, вовлечь в активную работу на занятии учеников с разным уровнем подготовки.