Хрия: понятие, структура и особенности
Хрия (др.-греч. «необходимость», «речь, составленная по правилам») — это форма рассуждения, характерная для античной риторики.
Обычно составление хрии было частью ритрического упражнения и базировалось на рассуждении по поводу какой-либо сентенции — афоризма известного автора, назидательного изречения или пословицы. Перед публичными выступлениями, ораторы практиковались в красноречии, отрабатывая мастерство на примерах хрии.
Хрия строится как текст-рассуждение, цель которого состоит в разъяснении, доказательстве или опровержении какого-либо утверждения. Композиционно хрия представляет собой логически обоснованные, убедительные аргументы в пользу или против определённого тезиса, завершающиеся выводом-заключением.
Элементы хрии могут быть обнаружены во многих текстах-рассуждениях. Чаще всего они встречаются в публицистике, философских сочинениях, где коммуникативная цель связана с развитием и обоснованием утверждением.
По структуре хрия бывает свободная и строгая. Рассмотрим эти две разновидности.
Строгая хрия, иначе именуемая классической или прямой, имеет жёсткую композиционную структуру, включающую восемь взаимосвязанных частей. Данная разновидность хрии называется прямой, поскольку рассуждение в ней строится от выдвижения тезиса к его обоснованию. Классическая хрия включает следующие элементы:
- Приступ, соответствующий вступлению. Поскольку в античности предметом хрии часто были сентенции и мудрые афоризмы древних авторов, ораторы часто помещали в приступе похвальное слово автору. В современной хрии приступ служит цели заинтересовать слушателя, привлечь его внимание к теме рассуждения. Здесь уместно использовать проблемные вопросы, небольшие художественные иллюстрации к тезису (например, пословицы, притчи), продемонстрировать короткий видеоролик или привести занимательные факты, касающиеся разбираемого утверждения.
Парафразис — вторая часть хрии, которая включает развёрнутое объяснение утверждения через:
- обоснование причины верности выдвинутого вами утверждения,
- допущения опровержения тезиса (оратор как бы задаётся вопросом о том, какие возражения против приведённого тезиса могут возникнуть у слушателей, и приводит их в своём выступлении),
- проведение аналогии между выдвинутым утверждением и хорошо известными фактами или ситуациями, в чём-то сходными с его содержанием,
- использование примера-иллюстрации к тезису из жизни, истории, литературы,
- ссылка на мнение авторитетных лиц, которое может подтвердить верность утверждения.
Заключение — финальная часть хрии, содержащая вывод относительно всего рассуждения, включающая личное отношение оратора к сказанному.
Примером строгой хрии могут служить философские рассуждения Л.Н. Толстого из романа «Война и мир» о «роевой жизни» или причинах, влияющих на исторические события.
Свободная хрия отличается от строгой тем, что развитие мысли здесь может происходить по принципу «от аргументации к утверждению тезиса». Такой тип особенно хорош тогда, когда тезис нов и парадоксален, и аудитория должна быть подготовлена к его принятию. Структура свободной хрии также включает приступ, после которого идут аргументы (их может быть от 3 до 5 и более), устанавливается их связь с каким-либо положением, принимаемым за тезис, и формулируется заключение как итог рассуждения автора.
Свободная хрия встречается часто в судебном красноречии, в выступлениях коучей и тренеров по личностному росту, в научно-популярных книгах по психологии. Хорошие педагоги и лекторы стремятся преподносить учебный материал в форме свободной хрии, чтобы показать своим ученикам логику научного рассуждения, научить обосновывать тезисы, подбирать аргументированные примеры.
Примеры хрии
Хрия является удобным инструментом для совершенствования связной речи и развития навыков написания эссе и сочинений. По сути, знание правил построения хрии позволяет составить рассуждение практически по любой теме, не испытывая затруднений в поиске композиционной схемы или аргументации.
Разберём пример строгой хрии на основе сентенции стоиков «Мы больше страдаем в воображении, чем в реальности».
Что причиняет нам больше страданий: сами негативные события или наши мысли о них? Об этом заставляет нас задуматься известная мысль стоиков о том, что мы больше страдаем в воображении, чем в реальности. Видимо, это призыв к позитивному мышлению и отказу от негативных мыслей, пустых переживаний, тревоги и беспокойства из-за событий, которые ещё не произошли, но кажутся катастрофическими в нашем воображении.
Почему мы страдаем в воображении больше, чем в реальности? Очевидно, что тот, кто сталкивается с проблемами или печальными событиями в своей жизни, очень переживает. Но вдвойне переживает тот, кто заранее ото всех событий и перемен ждёт только бед. Ведь неприятности необязательно должны наступить, а печаль о том, что только может произойти, но чего нет в реальности, только усугубляет наши страдания.
Предположим, что это утверждение ошибочно. Значит, человек должен постоянно тревожиться о сотне событий, которые даже не подлежат сфере его контроля: о том, что он заболеет, опоздает на работу из-за аварии или пробки, станет объектом злобы со стороны начальника, которому испортили настроение. Если каждый начнёт ежеминутно ждать от жизни только бед и несчастий, люди перестанут радоваться жизни, начнут страшиться будущего, а это приведёт к депрессии и социальной апатии.
Вспомните чеховского героя Беликова из рассказа «Человек в футляре», который всё время повторял «Как бы чего не вышло!». Этот человек был неприятен окружающим и собственное существование сделал безрадостным и унылым.
Ещё У. Шекспир писал: «Трус умирает много раз до смерти, доблестный — лишь раз», подразумевая, что чрезмерный страх заставляет человека лишиться всех радостей жизни, превращает его в живого мертвеца, в то время как мужественный человек стойко переносит все испытания и не страшится ничего.
Значит, утверждение «Мы больше страдаем в воображении, чем в реальности» верно отражает некоторые особенности человеческой психологии. Задумайтесь о том, часто ли вы преувеличиваете негативные последствия событий в своих мыслях и усложняете жизнь. Не пора ли оставить страхи и жить свободно?
Таким образом, хрия представляет собой удобный риторический инструмент, воспитывающий культуру мышления и формирующий навыки рассуждения.