Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Грамматико-морфологические ошибки в письменной речи учащихся-билингвов

Грамматико-морфологические ошибки в письменной речи учащихся-билингвов

Билингвизм — явление, ставшее в последнее время отнюдь не редким для отечественного образования. Активные миграционные процессы привели к тому, что в русских школах оказалось большое число учеников, для которых русский не является родным. Данные учащиеся сталкиваются с необходимостью речевой интеграции, освоения системы русского языка для успешной учёбы и общения с одноклассниками и педагогами.

В процессе изучения русского языка, которое происходит более углублённо по сравнению с программой обучения в школах с родным языком обучения, дети-билингвы смешивают нормы и законы двух систем языка — русского и родного, в результате чего появляется большое количество ошибок в письменных работах. Особенно заметны они в упражнениях творческого характера (изложениях, сочинениях), где ученику необходимо продемонстрировать владение языковыми средствами и законами их использования в разных ситуациях общения.

Основные морфологические и грамматические ошибки в письменной речи билингвов заключаются в следующем:

  1. Неправильное образование форм слов: красивше, лучшее, длиньше; ехайте, пошлите; ихний; килограмм яблоков; костёр из поленов; пять блюдцев и проч.
  2. Нарушение норм согласования: хороший девочка, спелый яблоко. Это связано со слабым владением флективным строем русского языка, предписывающим соблюдать грамматическую согласованность определяемого слова и определения.
  3. Ошибки в предложно-падежном управлении: сходил на школу, писал ручка, писал тетрадью. В русском языке развито глагольное управление, в котором часто глагол требует при себе существительного в определённом падеже с конкретным предлогом. Билингву сложно освоить комплекс норм предложного управления, что и приводит к ошибкам.
  4. Смешение падежных окончаний: ходил с учительницем, обедал в столовом.
  5. Неверное согласование подлежащего и сказуемого в числе или роде: Мальчики пришёл на площадку. Дети играла в песочнице.
  6. Неправильное склонение числительных: с двумями девочками, обои подруги.
  7. Инверсия в предложении, нарушение привычного для русского языка порядка слов: Девочка по соседству незнакомый жил. Любим мы ходить парк гулять.
  8. Трудности в усвоении определённых синтаксических конструкций: причастных оборотов (Падавший снег на землю кружился), деепричастных оборотов (Решая быстро, пятёрка будет), придаточных определительных (Которая линейка на парте моя лежит, потерял), обстоятельственных (Потому что болит, зуб вырвал), изъяснительных (Расскажу за то, что видел там).
  9. Учащимся-билингвам трудно строить предложения с однородными членами, правильно использовать водные слова и конструкции в соответствии с их значением: Любим и гуляем в парке. Я гадаю, дождь пойдёт.
«Грамматико-морфологические ошибки в письменной речи учащихся-билингвов» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Предупреждение и методы коррекции ошибок у билингвов

Для профилактики возникновения ошибок в письменных работах учащихся-билингвов с ними необходимо проводить специальную подготовительную работу в области грамматики и морфологии, направленную на усвоение норм русского языка. Эффективны следующие задания:

  1. Спиши текст без ошибок.
  2. Составь предложение с данными словосочетаниями.
  3. Составь предложение по образцу.
  4. Определи род слова по словарю, согласуй с ними прилагательные.
  5. Измени прилагательное по родам, подбери к нему существительные разных родов.
  6. Заполни пропуски в тексте (вставь пропущенные предлоги, окончания), объясни свой выбор.
  7. Проанализируй предложение, объясни нормы его построения.

Вводя в активный словарь билингва новые слова, необходимо сразу же наполнять их грамматическим контекстом: объяснять особенности согласования и управления, специфику грамматической сочетаемости форм, законы словоизменения. Большую роль в усвоении закономерностей грамматической системы русского языка играют средства наглядности: таблицы, схемы, иллюстративный материал, помогающий сформировать зрительный образ запоминаемого языкового факта.

Целесообразно предлагать билингву образцы изложений и сочинений, чтобы он мог познакомиться с грамотно написанным текстом, не содержащим грамматических недочётов. Работа с текстами-образцами может сопровождать редактирование собственных речевых произведений или использоваться на этапе работы над ошибками, допущенными в письменных упражнениях.

Большое значение имеет развитие устной диалогической речи таких учащихся, поэтому необходимо стимулировать их развёрнуто отвечать на уроке, попутно исправляя имеющиеся недочёты и указывая на них самому ученику.

Замечание 1

Систематическая работа по профилактике и коррекции грамматических ошибок помогает облегчить процесс овладения учеником-билингвом морфологическими и синтаксическими законами русского литературного языка.

Дата последнего обновления статьи: 03.09.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot