Гибридное обучение русскому языку
Гибридное обучение – термин, появившийся в отечественной педагогике в середине 2000-х годов, когда впервые были апробированы технологии сочетания в образовании традиционных форм получения знаний (уроки, лекции, практические занятия) и онлайн-курсов обучения.
Гибридное обучение русскому языку – это формат языкового образования, в основе которого лежит техника смешения двух технологий обучения – традиционной классно-урочной и дистанционной (обучение онлайн).
Использование гибридного обучения в процессе учебной деятельности, как считают эксперты, обладает своими достоинствами и недостатками. Преимущества этого формата получения знания заключается в следующем:
- Возможность реализовать в образовании больше свободы для усвоения знаний без привязки к определённой локации или темпу преподавания.
- Повышение доступности образования для тех категорий учеников, которые в силу различных причин не могут посещать образовательные организации самостоятельно.
- Расширение арсенала методов, приёмов, техник обучения, применяемых для построения образовательных курсов.
- Реализация принципа индивидуализации обучения с учетом образовательных потребностей каждого ученика.
- Возможность уделять на очных занятиях больше времени отработке практических навыков, необходимых для осуществления разных видов языковой деятельности.
При всех плюсах, которыми обладает гибридное обучение, к его существенным недостаткам можно отнести снижение уровня контроля усвоения знаний, недостаточный уровень мотивации для самостоятельной работы, а также необходимость привлечения дополнительных ресурсов: технических, технологических, информационных.
Модели гибридного обучения и форматы учебных занятий
В преподавании русского языка могут быть реализованы три модели гибридного обучения:
- Сочетание очного и дистанционного формата работы при ведущей роли традиционного обучения. При такой организации учебного процесса основой для получения знаний и умений выступает обучение в рамках очных занятий класса (учебной группы) с учителем. Дистанционный формат используется для индивидуализации учебной деятельности, организации работы с отстающими учениками и одарёнными детьми.
- Дистанционное обучение с аттестацией (контролем и оценкой) в очном формате. Этот вид востребован при переходе на семейное образование, обучении детей-инвалидов и проч.
- Учебные курсы, изначально выстроенные по модели смешанного обучения, в которых теоретические положения изучаются дистанционно, а практические навыки приобретаются в ходе тренингов или семинарских занятий в очном режиме.
Существуют различные форматы уроков (учебных занятий), которые реализуются с использованием технологии гибридного обучения:
- Учебные вебинары в режиме реального времени. Суть такого урока-вебинара состоит в том, что он проходит для учебной группы в определённое время и предполагает личное присутствие участника для взаимодействия с преподавателям. По содержанию это полноценный онлайн-урок, который проводится в дистанционном формате. Вебинары проводятся на специальных интернет-платформах, которые предоставляют возможности для подключения большого пользователей, поддерживают видео- и аудиосоединение, а также позволяют использовать различные вспомогательные инструменты организации учебного процесса: использование виртуальной доски, сервиса демонстрации экрана и проч.
- Онлайн-занятия, предоставляемые ученику в записи с последующей проверкой результатов усвоения материала в очном режиме. В отличие от предыдущих занятий такие вебинары транслируются как лекции без возможности обратной связи. Задача вебинара – донести до ученика теоретическую информацию, которая должна быть усвоена. Задачи отработки знаний на практике здесь не ставится. В ходе встречи с преподавателем ученик получает тестовые (контрольные) материалы, которые должны проверить уровень его подготовки по данной теме.
- Дистанционные задания без видеосопровождения с последующей очной проверкой. Как правило, это цифровые образовательные ресурсы в виде конспектов, таблиц, схем, электронных тетрадей или учебников, которые преподаватель размещает на собственном сайте, в социальных сетях на официальных страницах школьных групп, на специальных образовательных платформах. Ученик самостоятельно знакомится с содержанием материалом, выполняет предложенные задания и отправляет их преподавателю. После проверки заданий учитель организует разбор заданий на уроке, а также помогает выполнить работу над ошибками.
В рамках обычной классно-урочной системы внедрение гибридного обучения является достаточно сложным и трудоёмким, а зачастую и избыточным с точки зрения учебной нагрузки. Однако такой формат востребован при организации работы с учениками, находящимися на надомном обучении или семейном образовании, а также для тех, кто обучается экстерном. Кроме этого, подобный формат приемлем для репетиторских центров, авторских предметных школ, которые занимаются подготовкой детей к экзаменам, работой с одарёнными школьниками. Гибридное обучение русскому языку также активно внедряется в сферу преподавания РКИ, позволяя иностранным студентам быстрее адаптироваться в русскоязычной среде.