Функционально-смысловые типы речи
В языке существуют относительно устойчивые способы организации языкового содержания, определяемые коммуникативной установкой и структурно-композиционными особенностями высказывания. Они получили название функционально-смысловых типов речи.
В настоящее время выделяют три таких типа:
- Текст-повествование.
- Текст-описание.
- Текст-рассуждение.
Различия между указанными типами проявляются в целевой установке высказывания, его содержании (что является предметом речи), способе подачи материала и соотношении с действительностью.
Каждый функционально-смысловой тип решает определенную задачу:
- Повествовательные высказывания нацелены на информирование адресата о событиях, переданных в логике хронологии их развертывания.
- Описательные предполагают воспроизведение значимых черт статических объектов, не представленных в динамике.
- Рассуждение связано с последовательным раскрытием истинности какого-либо тезиса посредством особой системы доказательств или же с опровержением определенного положения.
В реальной речевой практике данные установки существуют не изолированно, а совместно, поэтому каждое высказывание имеет сложную структурную организацию, в которой переплетаются черты разных функционально-смысловых разновидностей речи.
Особенности функционально-смысловых типов речи
У каждого из указанных типов речи есть свои особенности, проявляющиеся как на уровне содержания, так и на композиционном уровне и на уровне количественно-статических показателей текста.
Повествовательные тексты представляют собой информирование о событии. Событийность – основа рассказа, предполагающая изложения произошедшего в определенной временной и причинно-следственной логике.
События реализуются через систему действий, поэтому основной языковой особенностью данных текстов выступает их глагольность: в процентном соотношении доля глаголов в них значительно больше, чем других частей речи. Глагольная лексика придает тексту модальность, формирует временной план высказывания и его динамику.
Композиционная схема повествовательного текста хорошо представлена через структуру рассказа, в котором есть следующие узловые точки сюжета: завязка действия - его развитие – кульминация и развязка. Например: Иду я по лесу, грибы собираю. Вдруг вижу – змея! Я – в кусты! Даже грибы бросил! Оказалось, что никакая это не змея, а просто длинный изогнутый шланг, оставленный в лесу нерадивыми туристами. Правильно говорят, что у страха глаза велики.
Описание исключает динамику, поэтому глагольная лексика в нем минимальна. В основном там встречаются глаголы с ослабленной семантикой в роли связок в составном именном сказуемом: Она казалась бледной, утомленной. Он был мужчина видный, но угрюмый. В описательных текстах высок процент субстантивов и атрибутивов, называющих качества, свойства, характерные особенности каких-либо предметов (субъектов). Описательная картина статична, в ней нет динамики. В этом отношении описание относят к приему ретардации (замедления) действия в художественном тексте. Описательный текст очень трудно пересказать, поскольку в нем нет сюжета, но есть ряд деталей, объединенных общностью предмета речи. Например: Иду я по лесу и вдруг вижу: из-под коряги выползла небольшая змея. Сама черненькая, только на голове сбоку оранжевые пятнышки видны. Тело блестит, словно лакированное. Тело изогнутое, похожее на ленту, только живую.
Рассуждение – наиболее сложный из всех функциональных типов речи вид текстов, поскольку связан не с конкретными событиями или свойствами объектов, а отражает процесс протекания мышления. В рассуждении применяется система доказательств, позволяющих подтвердить или опровергнуть какие-либо размышления. Это наиболее ярко выражается в структуре подобных текстов, которые обязательно включают аргументируемое положение, систему доказательств и итоговый вывод, позволяющий автору завершить свои размышления. Например: Стоит ли ходить в лес на прогулку? Конечно, да! Лес - это свежий воздух и красота природы. Пребывание в лесу умиротворяет и успокаивает. А еще лес – это настоящий театр природы. Здесь можно научиться наблюдать за жизнью и понимать ее. Лес – это и природная кладовая. Летом и осенью он щедро делится с нами своими дарами: ягодами, грибами, травами. Обязательно гуляйте в лесу, чтобы быть бодрым, здоровым и научиться любить и понимать природу!
Типы речи в практике коммуникации
В коммуникативной практике используются все смысловые типы речи. Они могут встречаться в рамках одного высказывания либо специализироваться на определенных речевых ситуациях.
Так, в бытовом общении преобладают повествовательные структуры: говорящий сообщает о каких-то событиях в своей жизни, передает содержание новостей, обменивается эмоциями. Описания в разговорной речи редуцированы, свернуты до минимума. Обычно предмет речи в бытовом общении известен всем участникам коммуникации, поэтому в дополнительной детализации он не нуждается.
Описание чаще встречается в научном стиле и в художественном тексте. Причем в этих сферах задачи и структура описания различны. Научное описание безэмоционально и максимально точно. Его задача – полное и лаконичное перечисление характерных признаков объектов. В художественном тексте, наоборот, описания носят развернутый характер, они детальны и подробны, отличаются яркой образностью и оценочностью.
Лидерами по использованию рассуждения являются жанры научной и публицистической речи. При этом научное рассуждение отличается наибольшей строгостью и доказательностью, потому что подкрепляется соответствующими экспериментами и точными данными. Рассуждение в публицистике более ориентировано не на логику, а на эмоции и чувства адресата, поскольку апеллирует к тем примерам и фактам, которые лично значимы для каждого.
В художественном тексте часто встречаются все три смысловых типа, позволяя автору реализовать различные текстовые стратегии и тактики.