Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Фразеологические обороты в рассказах Юрия Сотника

Фразеологические обороты: общая характеристика и функция в художественной литературе

Определение 1

Фразеологические обороты представляют собой класс идиоматических средств языка, которые характеризуются устойчивостью состава, регулярной воспроизводимостью в речи и переносным значением.

Семантика таких оборотов не сводится к значению составляющих его единиц, поэтому они отличаются целостностью и функционируют в речи как единицы лексического уровня, выполняя номинативно-оценочную функцию: работать спустя рукава (плохо); человек без сердца (равнодушный, жестокий); мастер на все руки (умелец); несолоно хлебавши (безрезультатно, ни с чем).

Фразеологизмы являются частью языка художественной литературы, поскольку выступают одним из средств речевой экспрессии и создания художественного образа. Многие крылатые слова из литературных произведений стали фразеологическими оборотами: тришкин кафтан; лебедь, рак и щука; свинья под дубом – из басен И.А. Крылова; дела давно минувших дней, не мудрствуя лукаво – из произведений А.С. Пушкина; живой труп – из заголовка пьесы Л.Н. Толстого.

Фразеологизмы выступают средством речевой характеристики персонажа. Уснащают свою речь устойчивыми оборотами персонажи Н.В. Гоголя, Н.А. Островского, Н.С. Лескова, Ф.М. Достоевского. Фразеологизмы становятся неотъемлемой частью народной речевой манеры, что помогают создать яркие и неповторимые образы простых людей в произведениях писателей-классиков. Комический эффект фразеологизмы имеют в прозе М.М. Зощенко, где они часто подвергаются трансформации (последнюю башку оттяпали – рассказ о драке на коммунальной кухне, ходил как лицо официальное – о начале романтических отношений, гора с плеч – персонаж нашёл потерянную галошу и проч.).

Фразеологические обороты в рассказах Юрия Сотника

В рассказах детского писателя Юрия Сотника устойчивые обороты используются двояко:

  1. Оборот выступает как компонент заглавия, актуализируя в сознании читателя определённые ассоциации, вызывающие интерес к содержанию рассказа.
  2. Фразеологизм используется в тексте как элемент художественного языка, формируя особый стиль юмористических рассказов, выступая способом выражения авторского отношения или как средство характеристики персонажа (ситуации).
«Фразеологические обороты в рассказах Юрия Сотника» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Первая функция характерна для заголовков таких рассказов, как «Как я был самостоятельным», «На тебя вся надежда», «Человек без нервов». Название первого в этом ряду рассказа актуализирует такой устойчивый оборот, как «быть самостоятельным», имеющий значение «отвечать за себя; проявлять зрелость в суждениях и поступках». Сотник употребляет фразеологизм в ироничном значении: герой рассказа, которому выпало показать себя взрослым человеком, показывает, что на деле он ещё не готов к самостоятельности. Заглавие второго рассказа отсылает к выражению «вся надежда» - «предельная вера в кого-либо (что-либо»), но также используются в юмористическом ключе, соотносясь с забавным содержанием: надежды, которые возлагали на героя, заключались в том, чтобы он посидел запертым в чужой квартире, пока его друзья что-нибудь придумают. В заголовке «Человек без нервов» присутствует устойчивый оборот «без нервов», что значит «хладнокровно; спокойно». Этот оборот также иронично обыгрывается в содержании рассказа: герой, который сначала производил впечатление хладнокровного храбреца, в критический момент показал себя трусом.

В качества выразительного средства в текстах рассказов фразеологизмы используются как элемент авторской характеристики и средство оценки происходящего. Рассмотри данные функции устойчивых оборотов на примере рассказа «На тебя вся надежда»:

  1. Устойчивые сочетания «педагогический талант», «распорядок дня» используются для создания образа тёти Сони – женщины, которая всеми силами старается показать, что она умеет воспитывать детей, хотя на самом деле не отличается никакими педагогическими способностями.
  2. Фразеологизмы грубовато-просторечного стиля («во человек», «собак гоняет», «дай лапу») используются для создания индивидуальной речевой манеры персонажа – тёти Сони, которая не отличается ни умом, ни образованностью.
  3. Сочетания «вздохнуть не даёт», «ходит по пятам», «читает нотации» характеризуют отношение героя (и автора) к воспитательной манере тёти Соне: она надоела мальчику со своими мелкими придирками.
  4. Эмоциональное состояние героя во время его приключений после побега из дома передают такие фразеологизмы, как «плёвое дело» (бравада перед друзьями), «юзом въехал» (страх в чужой квартире), «лопнул от гордости» и др.

Таким образом, в рассказах Юрия Сотника фразеологизмы выполняют художественно-эстетическую функцию, создавая неповторимый юмористический стиль произведений писателя и выступая универсальным средством создания образов персонажей.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 21.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot