Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование пунктуационной зоркости младших школьников

Методические основы изучения пунктуации в начальной школе

Определение 1

Пунктуация – это неалфавитные знаки письменной речи, используемые для правильного оформления предложения и его структурных компонентов, а также правила их употребления.

Основные принципы пунктуации:

  1. Структурно-смысловой, раскрывающий значение пунктуации для понимания смыла высказывания через выделение в речевом потоке отрезков определённого строения и значения.
  2. Грамматический, связанный с пониманием роли пунктуации в формировании грамматических связей в тексте.
  3. Интонационный, включающий ритмическую и мелодическую организацию речи, систему пауз, соответствующих смысловому и структурному делению отрезков речи.
  4. Функциональный, предполагающий использование выразительных возможностей пунктуации для передачи дополнительных смысловых оттенков высказывания.

Целью изучения данного раздела является формирование представлений о смысловых отрезках высказывания, их типах и признаках, функциях тех или иных пунктуационных знаков и механизмах их употребления.

Данная цель конкретизируется в ряде практических задач:

  1. Развитие пунктуационной зоркости, то есть умения определять место постановки требуемого знака препинания и осуществлять выбор самого знака.
  2. Формирование умений применять изученные правила.
  3. Обосновывать их использование.
  4. Корректировать свое речевое произведение с учётом действующих норм.

Основным понятием при обучении выступает пунктограмма (конкретный случай реализации нормы) и её опознавательные признаки (условия, которые диктуют выбор знака препинания). Например, пунктограмма «Знаки завершения предложения» имеет смысловые (выражение законченной мысли) и ритмические (интонационная завершенность) приметы.

Курс пунктуации изучается в 5-9 классах, однако в период начального обучения складываются основные предпосылки работы, к которым можно отнести:

«Формирование пунктуационной зоркости младших школьников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  1. Понятие предложения как единицы коммуникации и его признаков.
  2. Выделение грамматической основы предложения.
  3. Выявление интонационного оформления высказывания (наличие / отсутствие восклицательной интонации).
  4. Формирование представлений и коммуникативной цели высказываний (вопрос, побуждение или повествование).
  5. Первоначальные сведения о тексте и его строении.

Формирование пунктуационной зоркости младших школьников

Определение 2

Пунктуационная зоркость — это способность выделять по опознавательным признаками те смысловые отрезки, которые требуют оформления с использованием знаков препинания.

Пунктуационная зоркость — один из видов пунктуационных умений, который является базовым для других умений, предполагающих владение правилами пунктуационного оформления высказываний, обоснования выбора того или иного знака и редактирования пунктуационных недочётов.

В начальной школе становление пунктуационной зоркости как базового умения происходит в следующем порядке:

  1. Знакомство со знаками завершения (точка, вопросительный и восклицательный знак, многоточие).
  2. Изучение интонационно-смысловых типов высказываний (их классификация по цели и интонации).
  3. Знакомство с грамматической основой предложения как его грамматическим «ядром».
  4. Знакомство со знаками разделения (запятая перед союзами «а», «но», между однородными членами, между частями сложной синтаксической конструкции).
  5. Расширение представлений о членах предложения, их однородности / неоднородности, а также о роли интонации и союзов в оформлении таких предложений.
  6. Формирование представлений о синтаксических структурах с несколькими предикативными основами.

Пунктуационная работа строится на синтаксической основе и обязательно включает наблюдение над строением высказывания и ролью в нём знаков препинания.

Основными упражнениями, формирующими пунктуационную зоркость, являются:

  • Пунктуационный разбор (объяснение расстановки знаков препинания).
  • Осложнённое списывание с расстановкой недостающих знаков препинания.
  • Составление собственных предложений по заданной схеме.
  • Различные виды диктантов и тестовые работы.
  • Проекты (сообщения из истории знаков препинания, лингвистические сказки).
  • Изложения, сочинения и иные творческие работы, в которых учащийся применяет полученные теоретические сведения на практике.
  • Разбор и объяснение допущенных в работе недочётов, ошибок. При этом не рекомендуется на начальном этапе обучения использовать тексты с ошибками как основной дидактический материал во избежание закрепления у учеников неправильного варианта постановки знаков препинания.

Пунктуационные умения отражают функциональную грамотность, связанную с применением норм языка в практике общения, поэтому работа по пунктуации базируется на коммуникативном принципе и тесно связана с практической стилистикой и речевым развитием.

Дата последнего обновления статьи: 25.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot