Методические основы изучения пунктуации в начальной школе
Пунктуация – это неалфавитные знаки письменной речи, используемые для правильного оформления предложения и его структурных компонентов, а также правила их употребления.
Основные принципы пунктуации:
- Структурно-смысловой, раскрывающий значение пунктуации для понимания смыла высказывания через выделение в речевом потоке отрезков определённого строения и значения.
- Грамматический, связанный с пониманием роли пунктуации в формировании грамматических связей в тексте.
- Интонационный, включающий ритмическую и мелодическую организацию речи, систему пауз, соответствующих смысловому и структурному делению отрезков речи.
- Функциональный, предполагающий использование выразительных возможностей пунктуации для передачи дополнительных смысловых оттенков высказывания.
Целью изучения данного раздела является формирование представлений о смысловых отрезках высказывания, их типах и признаках, функциях тех или иных пунктуационных знаков и механизмах их употребления.
Данная цель конкретизируется в ряде практических задач:
- Развитие пунктуационной зоркости, то есть умения определять место постановки требуемого знака препинания и осуществлять выбор самого знака.
- Формирование умений применять изученные правила.
- Обосновывать их использование.
- Корректировать свое речевое произведение с учётом действующих норм.
Основным понятием при обучении выступает пунктограмма (конкретный случай реализации нормы) и её опознавательные признаки (условия, которые диктуют выбор знака препинания). Например, пунктограмма «Знаки завершения предложения» имеет смысловые (выражение законченной мысли) и ритмические (интонационная завершенность) приметы.
Курс пунктуации изучается в 5-9 классах, однако в период начального обучения складываются основные предпосылки работы, к которым можно отнести:
- Понятие предложения как единицы коммуникации и его признаков.
- Выделение грамматической основы предложения.
- Выявление интонационного оформления высказывания (наличие / отсутствие восклицательной интонации).
- Формирование представлений и коммуникативной цели высказываний (вопрос, побуждение или повествование).
- Первоначальные сведения о тексте и его строении.
Формирование пунктуационной зоркости младших школьников
Пунктуационная зоркость — это способность выделять по опознавательным признаками те смысловые отрезки, которые требуют оформления с использованием знаков препинания.
Пунктуационная зоркость — один из видов пунктуационных умений, который является базовым для других умений, предполагающих владение правилами пунктуационного оформления высказываний, обоснования выбора того или иного знака и редактирования пунктуационных недочётов.
В начальной школе становление пунктуационной зоркости как базового умения происходит в следующем порядке:
- Знакомство со знаками завершения (точка, вопросительный и восклицательный знак, многоточие).
- Изучение интонационно-смысловых типов высказываний (их классификация по цели и интонации).
- Знакомство с грамматической основой предложения как его грамматическим «ядром».
- Знакомство со знаками разделения (запятая перед союзами «а», «но», между однородными членами, между частями сложной синтаксической конструкции).
- Расширение представлений о членах предложения, их однородности / неоднородности, а также о роли интонации и союзов в оформлении таких предложений.
- Формирование представлений о синтаксических структурах с несколькими предикативными основами.
Пунктуационная работа строится на синтаксической основе и обязательно включает наблюдение над строением высказывания и ролью в нём знаков препинания.
Основными упражнениями, формирующими пунктуационную зоркость, являются:
- Пунктуационный разбор (объяснение расстановки знаков препинания).
- Осложнённое списывание с расстановкой недостающих знаков препинания.
- Составление собственных предложений по заданной схеме.
- Различные виды диктантов и тестовые работы.
- Проекты (сообщения из истории знаков препинания, лингвистические сказки).
- Изложения, сочинения и иные творческие работы, в которых учащийся применяет полученные теоретические сведения на практике.
- Разбор и объяснение допущенных в работе недочётов, ошибок. При этом не рекомендуется на начальном этапе обучения использовать тексты с ошибками как основной дидактический материал во избежание закрепления у учеников неправильного варианта постановки знаков препинания.
Пунктуационные умения отражают функциональную грамотность, связанную с применением норм языка в практике общения, поэтому работа по пунктуации базируется на коммуникативном принципе и тесно связана с практической стилистикой и речевым развитием.