Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование фонетических умений у первоклассников

Общая характеристика фонетических умений и навыков

Определение 1

Под фонетическими умениями в языковом образовании понимается комплекс осознанных учебных действий фонематического характера

К фонетическим умениям относятся:

  1. Артикуляционные умения и навыки, связанные с формированием правильного произносительного уклада звуков родного языка.
  2. Речеслуховые умения, которые предполагают развитый фонематический слух, способность вычленять в слове звуковой состав, соотносить звук и букву, характеризовать звуки, объяснять их позиционные изменения в процессе речи.
  3. Акцентологические, опирающиеся на навыки постановки ударения в слове, определения его позиции, характеристики слогов как ударных и безударных.
  4. Слоговые, предполагающие умение определять слоговый состав слова, соотносить слова с их слоговой схемой, а также понимать роль гласных в процессе слогообразования.

Фонетические умения являются важным компонентом в системе работы по обучению грамоте. Знание фонетических закономерностей русского языка необходимо для усвоения орфографии, поскольку расхождение письменной и устной речи обусловлено фонетическими закономерностями языковой системы: подвижностью ударения, строением слога (например, стечением согласных), позиционными изменениями звуков, приводящих к редукции безударных гласных, озвончению и оглушению согласных, а также их уподоблению по месту или способу артикуляции.

Факторами успешного формирования фонетических умений выступают:

  1. Нормальное развитие слуха и речи, отсутствие дефектов произношения звуков, восприятия и анализа фонем.
  2. Умение различать звуки речевой и неречевой природы.
  3. Умение вычленять слова в потоке речи, на слух определять в них количество звуков.
  4. Развитая в соответствии с возрастом речь и достаточный словарный запас.
  5. Систематичность и последовательность усвоения фонетических закономерностей, изучение звуков в контексте, речевом окружении, опора на зрительную и слуховую память ребенка.
«Формирование фонетических умений у первоклассников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Формирование фонетических умений у первоклассников

Становлению фонетических умений у детей способствует система специальных упражнений, которые можно разделить на три группы:

  1. Упражнения по развитию умений и навыков, связанных со слоговой структурой слова.
  2. Упражнения на формирование акцентологических умений и навыков.
  3. Упражнения, связанные с навыками фонетического разбора.

Специфика организации и проведения упражнений в первом классе заключается в том, что они носят учебно-игровой характер. В соответствии с возрастными особенности детей игра является наиболее продуктивным способом усвоения новых действий, поскольку собственно учебные действия в этот период ещё не сформированы. Предлагая первоклассникам различные упражнения по развитию фонетических умений, необходимо сопровождать их элементами игры. Это может быть необычная форма проведения (например, путешествие в "Звукоград"), элементы соревнования или командной игры, сюжетная ситуация помощи какому-либо герою (например, помоги поселке собрать нектар с цветочков, обозначающих гласные звуки). Это могут быть игры с использованием предметных картинок, к которым нужно подобрать слова, отвечающие заданным условиям, инсценировка, задания творческого характера (придумать сказку о приключениях звуков в речи, нарисовать портрет звука или русского ударения, составить викторину по фонетике или решить фонетические пропорции).

Упражнения первой группы нацелены на развитие умений работать со слоговой структурой и включают следующие виды заданий:

  1. Скандировать слово и выделить в нем слоги.
  2. Соотнести слово и его слоговую схему.
  3. Подобрать слова заданной слоговой структуры.
  4. Сравнить слоговой состав слов.
  5. Восстановить пропущенные слоги.

Упражнения второй группы связаны с формированием необходимых умений определять место ударения в слове, а также подбирать слова, в которых ударение может смещаться на другой слог. Это является частью пропедевтической работы по орфографии, поскольку готовит детей к изучению темы безударные проверяемые гласные. Сюда относятся следующие виды работы:

  • Расставить ударения в словах.
  • Соотнести слово и его схему.
  • Распределить слова по группам, в зависимости от места ударения.
  • Подобрать слова с заданной позицией ударения.
  • Исправить акцентологические ошибки.

Упражнения третьей группы являются базовыми для формирования умений звукобуквенного анализа и включают задания:

  1. Найти в слове гласные и согласные звуки.
  2. Найти заданный звук, охарактеризовав его артикуляцию и фонетические свойства.
  3. Сравнить определенные звуки в словах, сделать вывод о сходстве и различии их признаков.
  4. Определить несоответствие между произношением и написанием слова, обусловленные позиционными изменениями звуков.
  5. Посчитать количество звуков и букв в слове, объяснить причину их несовпадения.

Работа по формированию фонетических умений в первом классе имеет особое значение для развития речеслуховых умений, способствует профилактике орфографических ошибок, основанных на незнании закономерностей русской фонетики.

Дата последнего обновления статьи: 22.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot