Общая характеристика фонетических умений и навыков
Под фонетическими умениями в языковом образовании понимается комплекс осознанных учебных действий фонематического характера
К фонетическим умениям относятся:
- Артикуляционные умения и навыки, связанные с формированием правильного произносительного уклада звуков родного языка.
- Речеслуховые умения, которые предполагают развитый фонематический слух, способность вычленять в слове звуковой состав, соотносить звук и букву, характеризовать звуки, объяснять их позиционные изменения в процессе речи.
- Акцентологические, опирающиеся на навыки постановки ударения в слове, определения его позиции, характеристики слогов как ударных и безударных.
- Слоговые, предполагающие умение определять слоговый состав слова, соотносить слова с их слоговой схемой, а также понимать роль гласных в процессе слогообразования.
Фонетические умения являются важным компонентом в системе работы по обучению грамоте. Знание фонетических закономерностей русского языка необходимо для усвоения орфографии, поскольку расхождение письменной и устной речи обусловлено фонетическими закономерностями языковой системы: подвижностью ударения, строением слога (например, стечением согласных), позиционными изменениями звуков, приводящих к редукции безударных гласных, озвончению и оглушению согласных, а также их уподоблению по месту или способу артикуляции.
Факторами успешного формирования фонетических умений выступают:
- Нормальное развитие слуха и речи, отсутствие дефектов произношения звуков, восприятия и анализа фонем.
- Умение различать звуки речевой и неречевой природы.
- Умение вычленять слова в потоке речи, на слух определять в них количество звуков.
- Развитая в соответствии с возрастом речь и достаточный словарный запас.
- Систематичность и последовательность усвоения фонетических закономерностей, изучение звуков в контексте, речевом окружении, опора на зрительную и слуховую память ребенка.
Формирование фонетических умений у первоклассников
Становлению фонетических умений у детей способствует система специальных упражнений, которые можно разделить на три группы:
- Упражнения по развитию умений и навыков, связанных со слоговой структурой слова.
- Упражнения на формирование акцентологических умений и навыков.
- Упражнения, связанные с навыками фонетического разбора.
Специфика организации и проведения упражнений в первом классе заключается в том, что они носят учебно-игровой характер. В соответствии с возрастными особенности детей игра является наиболее продуктивным способом усвоения новых действий, поскольку собственно учебные действия в этот период ещё не сформированы. Предлагая первоклассникам различные упражнения по развитию фонетических умений, необходимо сопровождать их элементами игры. Это может быть необычная форма проведения (например, путешествие в "Звукоград"), элементы соревнования или командной игры, сюжетная ситуация помощи какому-либо герою (например, помоги поселке собрать нектар с цветочков, обозначающих гласные звуки). Это могут быть игры с использованием предметных картинок, к которым нужно подобрать слова, отвечающие заданным условиям, инсценировка, задания творческого характера (придумать сказку о приключениях звуков в речи, нарисовать портрет звука или русского ударения, составить викторину по фонетике или решить фонетические пропорции).
Упражнения первой группы нацелены на развитие умений работать со слоговой структурой и включают следующие виды заданий:
- Скандировать слово и выделить в нем слоги.
- Соотнести слово и его слоговую схему.
- Подобрать слова заданной слоговой структуры.
- Сравнить слоговой состав слов.
- Восстановить пропущенные слоги.
Упражнения второй группы связаны с формированием необходимых умений определять место ударения в слове, а также подбирать слова, в которых ударение может смещаться на другой слог. Это является частью пропедевтической работы по орфографии, поскольку готовит детей к изучению темы безударные проверяемые гласные. Сюда относятся следующие виды работы:
- Расставить ударения в словах.
- Соотнести слово и его схему.
- Распределить слова по группам, в зависимости от места ударения.
- Подобрать слова с заданной позицией ударения.
- Исправить акцентологические ошибки.
Упражнения третьей группы являются базовыми для формирования умений звукобуквенного анализа и включают задания:
- Найти в слове гласные и согласные звуки.
- Найти заданный звук, охарактеризовав его артикуляцию и фонетические свойства.
- Сравнить определенные звуки в словах, сделать вывод о сходстве и различии их признаков.
- Определить несоответствие между произношением и написанием слова, обусловленные позиционными изменениями звуков.
- Посчитать количество звуков и букв в слове, объяснить причину их несовпадения.
Работа по формированию фонетических умений в первом классе имеет особое значение для развития речеслуховых умений, способствует профилактике орфографических ошибок, основанных на незнании закономерностей русской фонетики.