Фонетические задания повышенной сложности и их место в системе развития фонетических навыков учащихся
Углубленное изучение фонетики в школе опирается на формирование различных умений и навыков, связанных со звукобуквенным анализом слов. Для этого используется система упражнений повышенной сложности, которые ориентированы на развитие фонетических представлений.
Основные трудности в работе с фонетическими упражнениями повышенной сложности связаны с недостаточной сформированностью ключевых навыков фонетического анализа слов в потоке речи. Если изолированный звукобуквенный анализ дается детям легко, то необходимость анализировать взаимодействие звуков в процессе артикуляции вызывает проблемы, связанные с непониманием сути происходящих изменений.
Фонетический анализ звуков в потоке речи опирается на знание основных процессов, которые происходят на артикуляционно-фонетическом уровне:
- Ассимиляции (или уподобления) звуков, которые происходят как на уровне соседствующих звуков, так и дистантно (например, смягчение звука $[с’]$ перед мягким $[т’]$ в слове «степь»). Также в этом случае ученики сталкиваются с необходимостью анализа регрессивной ассимиляции, которая отличается от прогрессивной тем, что в ней последующий звук влияет на качество предшествующего.
- Диссимиляции, связанные с расподоблением звуков по способу артикуляции (а иногда и месту образования). Такие процессы наблюдаются, например, в словах «конечно», «скучный», «чтобы», когда аффриката приобретает качества шипящего глухого звука.
- Процессы упрощения звукового состава (стяжение звуков, выпадение звуков), обусловленные быстрым темпом произнесения слов, небрежной артикуляцией: «тыща», «щас», «чек (человек)» и др.
Задания, ориентирующие детей на наблюдение за преобразованием звуков в потоке речи, должны отражать реальные фонетические процессы, происходящие в живой разговорной практике. Рассмотрим некоторые из таких заданий.
Типы фонетических заданий повышенной сложности и работа с ними на уроках русского языка
Фонетические задания повышенной сложности, ориентированные на анализ взаимодействия звуков в потоке речи:
- Прочитайте сочетания слов: отец горевал, дочь больна, дождь же пошел, луг косил. Подумайте, какие фонетические явления происходят на стыке конца и начала слова. Задание ориентирует учеников на наблюдение за взаимодействием звуков в процессе речи: оте$[дзг]$оревал, до$[д’ж’б]$ольна, до$[жэ]$пошел, лу$[хк]$осил.
- Прочитайте скороговорку: Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. Сколько раз в скороговорке встречается звук [п] в сильной и слабой фонетических позициях? Задание направлено на умение анализировать преобразования звуков в речевом потоке в зависимости от их типа и места, занимаемого в слове (фонетической позиции).
- Сколько звуков может обозначать буква «в». Приведите все возможные примеры изменения звуков, обозначаемых этой буквой, в потоке речи.
- Как пишется слово, которое произносится $[п’ьр’инос’ица]$?
Другой тип заданий – упражнения, ориентирующие детей на навыки работы с транскрипцией слов:
- Затранскрибируйте слова: груздь, легкий, брюзжать, сжатие. Объясните, какие фонетические изменения происходят в словах и как они отражаются в транскрипции.
- Подберите примеры слов, которые произносятся одинаково, но пишутся по-разному. Сделайте их транскрипцию (например, слова «груздь – грусть», «плот – плод», «прут – пруд», «запевать – запивать»).
- Можно ли по транскрипции догадаться, о каком слове идет речь: $[пъласкат’]$. Задание ориентирует на знание основных правил транскрипции, а также на понимание того, что гласные звуки в безударном положении подвергаются редукции, отражающейся на их качестве (ослабление звучания).
- На севере России окают, а на юге акают. Зная эти особенности, затранскрибуйте фразу «Дает корова молоко» для северных и южных говоров России.
Задания, направленные на формирование знаний в области орфоэпии:
- Расставьте ударения в словах (исправьте неверно расставленные ударения).
- Запишите в транскрипции, как произносится сочетание «чн» в словах: скворечник, скучный, вечный, сердечный, Ильинична, беспечный.
- Объясните, на каком явлении основано созвучие, возникающее в пословице: «Бог-то Бог, да и сам не будь плох».
- Подберите слова и составьте с ними предложения так, чтобы от изменения места ударения в них получались новые слова (например: Мне дОроги дорОги Росии»).
- Объясните разницу между парами слов «дОговор – договОр», «возбУжден – возбуждЕн». Какая причина обусловливает разницу в постановке ударения в каждой из пар? (Задание ориентировано на знание функционально- стилистических произносительных вариантов).
Система заданий повышенной сложности по фонетике позволяет углубить представления учеников о фонетических процессах, происходящих в живой разговорной речи.