Формы выражения речевой агрессии в интернет-коммуникации
Интернет-коммуникации современного Рунета дает представление об основных тенденциях развития разговорной речи. Среди них можно отметить стремление к демократизации общения, снижение требований к нормативности речи, усиление речевой экспрессии, появление тенденции к актуализации языка вражды и форм вербальной агрессии. С другой стороны, эти тенденции, явно осознаваемые как негативные, соседствуют с общим стремлением к раскрепощению языковой личности, преодолению барьеров и формализма в общении.
Ряд особенностей интернет-коммуникации, которые связаны с анонимностью и отсутствием непосредственного контакта между собеседниками, приводит к тому, что в общении проявляется отказ от соблюдения этических норм взаимодействия, вызванный ощущением безнаказанности, релятивизма, отсутствия необходимости нести персональную ответственность за сказанное и написанное. Нарушение норм сетевой коммуникации проявляется в разных формах речевой агрессии, которая предполагает стратегии и тактики дискретизации собеседника, его унижения, демонстрации своего превосходства. Специалисты отмечают следующие формы деструктивной коммуникации в Интернете:
- Кибербуллинг, связанный с проявлением коммуникативной агрессии по отношению к собеседнику в форме травли, унижения, тотальной дискредитации.
- Троллинг, который понимается как форма речевой провокации с целью вывести собеседника из себя, спровоцировать его агрессивное поведение.
- Флейминг, осознаваемый как ответная реакция на троллинг, агональное речевое взаимодействие между собеседниками, деструктивный спор.
Флейминг проявляется как результат коммуникативной провокации в Сети, связанный с попыткой собеседника дать речевой отпор провокатору.
Однако ответ этот имеет неконструктивный характер, поскольку предполагает разжигание вербальной агрессии, словесного спора, перерастающего в конфликт. Отличительной чертой флейминга, помимо агональности, является диалоговый (или полилоговый) характер коммуникации, предполагающий наличие как минимум двух (и более) собеседников.
Благоприятной почтовой для реализации вербальной агрессии в Интернете являются социальные сети, поскольку они предстают как площадки свободной активной коммуникации пользователей, где могут проявляться вербальные конфликты. Это связано как с характером публичной коммуникации, так и с отсутствием сдерживающих факторов в виде ответственности за целенаправленное проявление речевой агрессии.
Флейминг как форма речевой агрессии в интернет-коммуникации школьников
Рассмотрим флейминг как форму проявления вербальной агрессии. Как правило, флейминг является реактивной речевой стратегией, которая возникает в ответ на следующие речевые действия:
- Немотивированная критика по отношению к адресату. Например: «Что за уродство?» (в ответ на пост собеседника).
- Негативная и бездоказательная оценка референтных для группы из пользователей идей, событий, персон. К примеру: «Это музыка для умственно отсталых».
- Насмешки, ирония по отношению к группе и ее участникам. Например: «Ты, судя по виду, очень умный».
- Провокационные по форме и содержанию высказывания любой тематики, задевающие пользователя. Например: «Я считаю, что людей за такие вкусы надо сажать на цепь».
Цель данных речевых действий как раз и состоит в том, чтобы вызвать у собеседника негативную реакцию, спровоцировать его на проявление речевой агрессии.
Формы проявления флейминга различны:
- Ответная оценочная реплика, зачастую переходящая с ситуации обсуждения на личность собеседника. К примеру: «Ты в своем уме? Ты вообще кто такой? Ты нормальный, нет?» и проч.
- Критика несостоятельности позиции собеседника путем подчеркивания его недостатков, унижения или оскорбления: «Ты конченый после этого», «урод».
- Грубый отказ в продолжении общения: «Пошел ты…!»; «иди в …» и проч.
- Угрозы, проклятия и злопожелания: «Я тебя найду и поговорю с тобой по-взрослому»; «Ты после этих слов ходи и оглядывайся», «Сдохни».
- Использование нецензурной и матерной лексики в адрес собеседника.
Вербальный компонент агрессивного поведения находит подкрепление в невербальном. Участники коммуникации используют эмотиконы, картинки, мемы, которые имеют характер негативной оценки или являются средством иронии по отношению к адресату и его позиции в споре.
Таким образом, флейминг как форма проявления речевой агрессии в коммуникации характеризуется наличием агональности, диалоговым или полилоговым характером взаимодействия, выраженным стремлением к негативной оценке собеседника, а также его унижению и другим формам проявления вербальной агрессии.