Философский дневник как особый тип текста
Русский философский дневник представляет собой особое явление в прозе XIX-XX веков. Исследователи полагают, что его следует рассматривать как особый тип текста, специфика которого определяется гибридной природой: нахождением между дневниковым и собственно философским текстом. Типологические особенности языка философского дневника отражают как черты философских текстов, так и документальной интимной прозы.
Философский дневник – это особый тип текста, который посвящен проблеме внутренней жизни человека, отличается «аутотерапевтическим» эффектом, направленностью на самоанализ, рефлексию.
Жанровые признаки философского дневника заключаются в следующем:
- Текст основан на реальных событиях, имеет автобиографическую основу.
- Структурно текст представляет собой изложение событий в соответствии с определенной хронологией (датировкой).
- Между описанием событий и их реальным совершением незначительный временной разрыв.
- Повествование ведется от лица «Я», носит личный, интимный характер, включая рассуждения, размышления автора о себе и своей жизни, событиях, свидетелями которых он был.
- Субъективность и оценочность, определяющаяся тенденцией к выражению авторского отношения к событиям.
Языковые особенности философского дневника
Специфика языковой организации философского дневника определяется следующими признаками:
- Употребление «я-конструкций», в которых образ автора представлен личным местоимением я в форме 1 л., ед. ч.: «Вот и я так расположил магнитно-силовое поле Внимания к имеющему войти сюда, в мой сосуд и ум, далее — из явлений мира на сопереживание, промышление — и в позитивном ключе все истолкую» (цит. по: Дневник современного философа, М., 2009).
- Использование местоимения «я» не просто для обозначения говорящего, но в качестве философского понятия, синонима личности, познающего сознания, «наблюдателя». Это проявляется в таких особенностях, как несклоняемость, синтаксическое проявление среднего рода. Например: «А потом — и насчет «я» — сомнительно: так ли остро-сильно чувствуют уникальность своей личности»; «Было мое «я», но теперь будет другое мое» (цит. по: Дневник современного философа, М., 2009).
- Совмещение философского понимания «я» как термина и «я» как обозначения говорящего: «Я часто терял свое «я»…» (цит. по: Дневник современного философа, М., 2009).
- Использование глаголов «ментальной» сферы для обозначения мыслительных, психологических процессов, происходящих с автором: «рассуждаю», «полемизирую», «думаю», «кажется», «полагаю», «чувствую» и проч.
- Автор обращается к абстрактной лексике, философским понятиям «душа», «личность», «любовь», «познание», «вера» и проч. Например: «И лови мгновения озарения и поощрения, когда еще и снаружи и извне нисходит благодать — в Природе, Космосе, Красоте — подарком от Бога-Бытия = «Сущего»…» (цит. по: Дневник современного философа, М., 2009).
- Особенностью стиля, которая проявляется в языке философского дневника, является авторефлексия: «…Да, мне нельзя и пытаться переходить на компьютер: истерзал бы своими корригирующими вонзениями, гоня и инверсию, и неологизм, а и ошибку-опечатку…» (цит. по: Дневник современного философа, М., 2009).
- Использование оценочной лексики и фразеологии, авторских неологизмов для выражения речевой экспрессии: «ВСПЫХНУЛ РАЙ! — прямо на том месте, где обитаешь и где еще три дня назад — хмарь и грязь и уныль поникшего и греховно-покаянного существования…»; «Как вспомню — зубы и дела, затеи изданий — ужас! Для всего надо выдирать себя из вечного покоя мира, красоты, природы, свободы, мысли, думы, полета творчества — и волочить тулово», «всемирные похороны Папы Римского», «роковой поворот – именно ЦИВИлизация», «Хотя нет: «идеи» = ВИДеи» (цит. по: Дневник современного философа, М., 2009).
- Особенностью идиостиля философа может быть изменение привычных норм написания слов для акцентировки значения, которым их наделяет автор: «По-временим — именно: отодвинем ВРЕМЯ — как-то вообще не-у-мест-на эта Категория…»; «Державин перевел-обратил», «плодят-сочиняют косяками» (цит. по: Дневник современного философа, М., 2009).
- Характерной особенностью современного философского дневника можно считать и интертекстуальность, когда дневниковая запись представляет собой аллюзию на какое-то общественно значимое событие, о котором размышляет автор: «Из Достоевского — на феномен «ЛИШНИЕ ЛЮДИ» возгляну. О сем явлении меня зовут толковать на программу «Апокриф» по ТВ — 5 февраля с Викт. Ерофеевым» (цит. по: Дневник современного философа, М., 2009).
Следует отметить, что выделенные черты стиля философского дневника дают предельно обобщенную картину жанра, не учитывая особенностей индивидуально-авторского стиля дневника философа. Следовательно, изучение философского дневника как типа текста является актуальным и в плане исследования уникального стиля каждого автора и языковых форм его воплощения.