Феномен гипертекста в лингвистике
Гипертекст - это понятие, используемое для обозначения способа презентации текста как совокупности ссылок на другие тексты, а также структуры текста, созданного таким образом.
Языковеды рассматривают появление гипертекста как шаг к созданию нового типа презентации текста. Как известно, в основу построения традиционного текста положен принцип линейности письма, которые соответствует линейности речи. При этом смысловой аспект текста, его содержание отражает нелинейный характер мысли, требующей специальных приемов компрессии информации в линейной структуре текста. Речь идет о тематическом и рематическом членении, выделении эксплицитных и имплицитных смыслов и проч. Отказ от линейности текста меняет не только его форму и структуру, но их способ презентации смысла.
Изменяется и традиционное представление об авторстве. Если линейный текст имеет, как правило, одного автора, то гипертекст – нескольких, при этом и состав их также непостоянен. Отсюда возникает множество взглядов на изображенное событие или проблему. Меняется и способ чтения: если в традиционном линейном тексте предполагается последовательное чтение, то гипертекст может быть прочитан разными способами, которые зависят от выбора читателя.
Другая особенность гипертекста заключается в его полиструктурности: в нем могут сочетаться разные виды презентации информации (графические, визуальные, аудиальные и иные). Это свойство получило название разнородности гипертекста и обусловлено развитием технологии презентации информации с помощью системы перекрещивающихся ссылок.
Резюмируя сказанное, можно отметить основные особенности гипертекста, отличающие его от обычного текста:
- Потенциально бесконечный характер.
- Нелинейная, «ветвящаяся» структура.
- Размытость категории авторства.
- Стирание границы между автором и читателем.
- Многосторонность, множественность взглядов на изображенное.
- Неоднородность, наличие разных типов информации.
Структура гипертекста и ее разновидности
С точки зрения структуры гипертекст – это система связей, которые выстраиваются между компонентами – изображениями, звуковыми файлами, текстами и прочими единицами. Отношения, которые выстраиваются между компонентами гипертекста, - это отношения содержательно-технические, то есть компоненты связаны как в смысловом отношении, так и с помощью специальных ссылок, позволяющих осуществлять переход от одного компонента к другому. Этот способ передвижения от одного компонента гипертекста к другому получил название навигации.
Отношения между компонентами могут характеризоваться как однонаправленным, так и разнонаправленным характером. Возможности движения между компонентами определяют путь чтения гипертекста.
По разным критериям гипертексты подразделяются на несколько типов:
- По структуре выделяют два типа: иерархические / сетевые. Иерархические гипертексты, имеющие древовидное строение, предоставляют меньше возможностей для навигации, поскольку отношения между его компонентами основаны на родовидовых связях. Им противопоставляются так называемые сетевые гипертексты, которые обладают разными типами связей между компонентами.
- Противопоставление гипертекстов по критерию простоты / сложности основано на способе их презентации. Пример простого гипертекста – оглавление, которое позволяет перейти к одной из частей всего документа без обязательного знакомства с его содержанием полностью. Сложные гипертексты отличаются разветвленными связями между компонентами, в результате чего в них нельзя выделить базовый текст, который связан со второстепенными.
- По способу бытования гипертексты подразделяются на статические, а также динамические. Первые не изменяются в процессе использования, вторые характеризуются способностью к развитию, дополнению и трансформации.
- По композиции гипертексты бывают жестко структурированными и обладающими мягкой структурой. В первом случае создатели изначально задают фиксированную структуру, во втором – структура моделируется на основании семантических связей компонентов (например, по ключевым словам).
Необходимость использования в гипертекстах компонентов разной информационной природы (текстов, изображений, звуковых файлов) обусловило внедрение особых мультимедийных систем презентации информации. Это вид гипертекста называют также гипермедиа и широко используют в обучении, создании различных дидактических материалов и пособий, позволяющих объединить разную информацию для удобства ее презентации пользователю.
С точки зрения лингвистики гипертекст – новые тип организации текста, который требует дополнительного изучения и описания. Продуктивными здесь являются два подхода. Первый связан с изучением гипертекстовых черт, присутствующих в линейных текстах. Например, в энциклопедиях и справочниках, рекламных сообщениях, в художественных текстах. Второй путь ориентирован на выявление отличительных признаков гипертекста как текста особой структуры, полностью отличающегося от линейных текстов.