Этимологический анализ в помощь орфографии
Проблема совершенствования орфографической грамотности является одной из наиболее острых в современной методике, так как педагоги озабочены падением уровня письменной речи. Это обусловлено многими причинами, которые связаны и с отсутствием интереса к чтению, и с пренебрежением учеников теоретической подготовкой по русскому языку, и с недостаточно сформированными предпосылками к успешному овладению орфографической нормой.
Особую сложность представляет работы со словами с непроверяемыми написаниями, которые не регулируются правилами. Обычно такие слова относят в разряд словарных и рекомендуют заучивать их наизусть. Однако значительный объем таких слов, а также неразвитые механизмы памяти препятствуют их полноценному усвоению. В этой ситуации учителю необходимо отойти от практики механического заучивания слов и использовать языковые инструменты, повышающие эффективность осмысленного усвоения их написания и одновременно способствующие языковому развитию учеников. К таким инструментам можно отнести этимологический анализ, зарекомендовавший свою эффективность в практике обучения орфографии.
Этимологический анализ представляет собой метод обращения к исконному морфемному строению слова для определения его составным частей и их орфографического облика.
Этимологический анализ необходим в орфографии, когда современные нормы не могут объяснить особенности написания слов с утраченной или затемненной словообразовательной структурой. В этой ситуации выявление первоначального морфемного облика позволяет избежать ошибок на письме, а также помогает создать необходимые ассоциативные связи между словами, повышающие уровень орфографической культуры.
Рассмотрим эти положения на конкретном примере. Правописание буквы «о» в первом слоге слов «лопата», «лопасть», «лопух» не может быть объяснено с точки зрения современных норм орфографической системы. В частности, их относят к примерам слов с непроверяемой безударной гласной в корне, написание которых нужно запомнить. Этимологический анализ позволяет установить, что все три слова восходят к одному и тому же корню «лоп» со значением «широкий». Следовательно, опора на этимологические данные позволяет объяснить норму правописания и закрепить ее в памяти учеников.
Другой пример связан со словами иноязычного происхождения. Например, сова «капуста», «капитан», «капитуляция», «капитель (колонны)», «капитальный» восходят к латинскому корню «капит» со значением «голова, главенство». С точки зрения этимологии эти слова родственные, поэтому в них пишется один и тот же корень с буквой «а».
Не всегда то или иное описание может быть объяснено с точки зрения этимологии. К примеру, слово «калач», восходящее к древнерусскому слово «коло» - «круг», вопреки своему происхождению, пишется с буквой «а». Лингвисты объясняют это разными причинами, в том числе тем, что в данном случае в написании закрепилась произносительная норма - аканья, связанная с редукцией предударного слога.
Методика этимологического анализа при обучении орфографии
В систему приемов этимологического анализа, применяемых в практике орфографической работы, входят следующие:
- Поиск этимологически родственных корней, а также однокоренных слов, помогающих объяснить написание. Например, зная о происхождении ряда слов с корнем «аква» (греч. «вода») – акварель, аквариум, акваланг, акватория, акведук – ученик не сделает ошибок в их написании.
- Этимологический анализ механизмов происхождения слова. К примеру, слово «искусный» произошло от древнерусского «искус» (испытание). А слово «искусство» также образовано от этого корня с прибавление приставки «ис» и суффикса «ств».
- Сопоставление заимствованных слов с их написанием в оригинале. Например, словарное слово «бордовый», пришедшее в русский язык из французского, пишется с буквой «о» в корне, так как воспроизводит особенности написания слова в языке-доноре.
- Опора на исконное значение слова. К примеру, слова «ровесник» и «сверстник», в написании которых часто делаются ошибки, различаются аспектами значения. Слово «ровесник» восходит к существительному «весна» (буквально: тот, у кого равное количество весен с кем-либо), слово «сверстник» же восходит к лексеме «верста» с семантикой меры.
источниками этимологического анализа при проведении орфографической работы являются:
- Этимологический словарь русского языка.
- Специальные справочные издания, посвященные русской этимологии в школьном изложении (к примеру, книга С. А. Львовой «Этимология на службе орфографии»).
- Научно-популярные книги, рассказывающие об истории русского языка, изменении его слов и выражений (М. М. Шанский «Лингвистические детективы»).
- Издания, посвященные занимательной орфографии (М. В. Панов «Секреты орфографии»).
- Сведения из учебника, содержащиеся в разделах «Это интересно!», «Из истории слов» и подобных.
- Лекции педагога.
Опора на этимологию при обучении орфографии помогает развить языковое чутье и сформировать устойчивые навыки правописания.