Эстетическое воспитание на уроках русского языка
Задача воспитания подрастающего поколения в школе становятся одной из приоритетных задач государственной политики в сфере образования, поскольку именно ценностная сфера личности определяет ориентиры ее общественного поведения.
В настоящее время в связи с изменением содержания образования в стандарты программ внесены сведения, касающиеся реализации воспитательного компонента средствами учебных предметов. Наибольшим потенциалом в этом отношении обладают предметы гуманитарного цикла, которые обладают значимым воздействием на эмоционально-волевую и ценностную сферу личности.
В процессе освоения русского языка в школе необходимо реализовывать различные воспитательные задачи, в том числе и те, которые связаны с эстетическим развитием личности. Язык выступает как важнейший инструмент коммуникации и познания, при этом эстетический компонент языка и речи, проявляющийся на уровне языковой формы и содержания, способствует развитию языкового чутья, любви к родному слову, стремления сохранить его чистоту и правильность.
Эстетическое воспитание в школе представляет собой особый вид образовательной деятельности, связанной с реализацией задачи приобщения обучающихся к идеалам и ценностям прекрасного в языке, науке, труде, культуре и искусстве.
Эстетическое воспитание представляет собой комплексный процесс, который предполагает развитие различных компонентов эстетической воспитанности, к которым относят:
- Эстетические потребности как необходимость в приобщении к эстетическим объектам
- Эстетические чувства и переживания - чувственные комплексы, в основе которых лежит эмоционально-личностное отношение к объектам эстетического значения.
- Эстетические идеалы - представления о совершенных образцах эстетических объектов, которые выступают эталоном красоты для личности.
Эстетическое воспитание в процессе обучения русскому языку включает несколько взаимосвязанных аспектов:
- Формирование представлений об эстетическом содержании языковых явлений, о прекрасном в языке и речи.
- Развитие эстетического языкового вкуса как основы речевой культуры и культуры чтения.
- Формирование эстетических потребностей в правильной, красивой, выразительной речи.
- Развитие ценностного отношения к произведениям русской классики как лучшим образцам русского языка.
Методические аспекты эстетического воспитания в языковом образовании
Эстетическое отношение к языку формируется в процессе обучения постоянно, это не разовая задача воспитательной работы на уроке. Для развития эстетического отношения к языку используются следующие аспекты в содержании учебного материала:
- Ознакомление учащихся с высказываниями ученых, общественных деятелей, писателей о русском языке, подчеркивающих его эстетическое начало, а также анализ и обоснование этих суждений с опорой на собственные языковые представления обучающихся.
- Работа с толковыми словарями, позволяющая показать многообразие лексического состава русского языка, а также вооружить приемами использования в речи синонимов и многозначных слов, выбора слова в соответствии с принципами коммуникативной целесообразности и эстетичности высказывания.
- Чтение и анализ небольших поэтических и прозаических текстов для выявления их языковых особенностей и присущих им стилевых черт, выражающих эстетическое отношение художника слова к действительности.
- Изучение тропов и фигур как средств образности, помогающих передать эстетическое отношение автора к изображаемым явлениям, эмоционально воздействовать на читателя.
- Знакомство обучающихся с нормативным аспектом речевой культуры для становления устойчивых навыков правильной речи.
- Развитие коммуникативных качеств речи, обеспечивающих ее выразительность и богатство.
- Знакомство с речевым этикетом и его нормами как отражением представлений социума об эстетической составляющей общения.
Развитию эстетических представлений о языке способствует самостоятельная работа, направленная на исследование языковых особенностей организации художественных текстов. Такой вид деятельности приучает обучающихся выделять значимые с точки зрения эстетического содержания языковые единицы, определять их роль в тексте, использовать их в коммуникации в соответствии с задачами общения. Для этого учителю необходимо осуществлять обучение русскому языку в тесной связи с преподаванием литературы, проводя лингвистический, лингвостилистический анализ художественного текста на уроке.
Помимо собственно языкового эстетического содержания, на уроках русского языка цели эстетического воспитания реализуются с привлечением материала различных видов искусств: музыки, живописи, архитектуры. Так, в практике преподавания реализуется такие направление деятельности, как обучение сочинению по картине разных жанров. Учащиеся знакомятся с произведением живописи, его особенностями, эстетический ценностью и составляют речевое произведение на основе описания этого произведения искусства. Также в преподавании русского языка используется такой вид деятельности, как прослушивание музыкальных фрагментов, позволяющее создать необходимую атмосферу на уроке, вызвать образные ассоциации, стимулировать речевое творчество.
Таким образом, эстетическое воспитание средствами русского языка предстает как комплексный процесс, охватывающий разные аспекты учебной деятельности на уроке и позволяющий формировать эстетическое отношение к родному языку и собственной речи.