Элокутивные средства дискурса как объект изучения на занятиях по РКИ
Каждый язык обладает системой стандартных языковых форм, обеспечивающих успешную реализацию общения в разных ситуациях. При обучении РКИ иностранцев этим языковым средствам уделяется значительное внимание, в том числе и таким из них, которые обеспечивают богатство и разнообразие речи, то есть синонимам. Речь инофона станет более успешной и эффективной при наличии синонимической базы, умении употреблять синонимические конструкции в речи, варьируя их в зависимости от стиля общения и типа коммуникативной ситуации, которая проявляется практически на всех уровнях языка. Когнитивный потенциал синонимических конструкций заключается в том, что они формируют навыки речемыслительной деятельности, связанной с оперированием различными языковыми знаками. Кроме этого, значимым аспектом речевого мастерства выступает правильное употребление изобразительно-выразительных речевых средств, а также выразительных средств фонетики и морфологии.
Элокутивные средства дискурса представляют собой такие его элементы, которые обеспечивают выразительность, богатство и разнообразие речевых высказываний.
В преподавании РКИ элокутивные средства предстают как типовые «речевые формулы», используемые ля придания речи эффекта непринужденности, свободы, разнообразия и семантической глубины.
Виды элокутивных средств и трудности их изучения иностранцами
В практике преподавания русского языка как иностранного выделено несколько классов языковых единиц, способствующих реализации элокутивного эффекта и вызывающих трудности у инофонов:
- Словообразовательные средства, придающие словам дополнительные (часто стилистически обусловленные) аспекты значения. Например, уменьшительные суффиксы, суффиксы пренебрежительной оценки, а также со значением преувеличения являются ярким средством речевой экспрессии. Их правильное использование в разговорной речи позволяет добиться необходимого эффекта для передачи эмоции, выражения оценки или особого отношения к предмету высказывания. Экспрессивной функцией также обладают некоторые приставки, использование которых также способно украсить речь, сделать ее более разнообразной, богатой.
- Использование средств морфологии, к которым относят, например, части речи. Употребление имен собственных связано с реализацией вокативной функции, а также является частью речевого этикета, поэтому обучение правильному использованию имен собственных является необходимым условием формирования навыков вежливого общения. Также в обучении РКИ «проблемное» поле составляют качественные прилагательные и наречия, значение которых не всегда верно осознается инофонами. К примеру, наречия-интенсификаторы «абсолютно» и «очень» часто смешиваются из-за непонимания специфики их семантики и функционирования в речи. Другим аспектом, вызывающим сложности в обучении инофонов, выступают русские глаголы с их многоаспектными характеристиками и достаточно большим количеством лексико-тематических групп (глаголы перемещения, движения, речи и мысли, чувства, состояния, уничтожения и проч.).
- Применение средств лексического уровня – многозначных слов, омонимов, синонимов, а также антонимов и паронимов, делающих речь насыщенной, семантически богатой. Обогащение словарного запаса – залог развития «банка» лексических средств элокуции, позволяющих использовать их, не только учитывая специфику значения, но и ориентируясь на особенности формы, стиля, коннотативных признаков, сферы употребления, времени возникновения и проч.
- Использование синтаксических средств, в частности, синонимичных структур предложения. В русском языке к конструкциям–синонимам можно отнести причастный оборот и СПП с придаточным определительным: Я увидел собаку, бежавшую мне навстречу. – Я увидел собаку, которая бежала мне навстречу. Также в качестве синонимичных выступают предложения с деепричастными оборотами и СПП с придаточными времени или простые предложения с предлогами: Управляя автомобилем, будьте внимательны. – Когда управляете автомобилем, будьте внимательны. – При управлении автомобилем будьте внимательны. Инофоны обычно испытывают сложности с разграничением этих конструкцией, процессами их взаимного преобразования, а также нормами употребления их в речи.
Указанные аспекты использования элокутивных средств языка способствуют созданию высказывания, отличающегося высоким уровнем речевой культуры, содержательно-формальным разнообразием. Это, в свою очередь, создает положительный имидж говорящего (пишущего), повышает доверие к сказанному в условиях профессиональной коммуникации. Кроме этого, элокутивные средства в обучении РКИ повышают уверенность инофона в своей речевой компетентности, снимают языковой барьер, способствуя нормализации общения, более свободному участию в коммуникативной практике.