Понятие экспрессивности
Экспрессивность речи понимается как ее способность репрезентировать эмоции, чувства и переживания, как особая выразительность, присущая, например, художественной речи и воздействующая на читателя /слушателя.
Основными свойствами экспрессивной речи выступаю следующие ее элементы:
- Образный характер, который проявляется в создании особого художественного представления, связанного с наглядно-чувственным отражением действительности. Художественный образ отличается пластичностью, многомерностью, глубиной, необычностью (свежестью восприятия мира), выразительностью, национальной, исторической и культурной обусловленностью.
- Интенсивность, которая связана с тем, что речевая экспрессия выражает наивысшую степень проявления какого-либо признака, свойства.
- Экстенсивность как способность вовлекать в сферу реализации выразительных возможностей количественные свойства языковых конструкций.
Экспрессивный синтаксис: теоретические основы
Средства речевой экспрессии изучаются различными отраслями лингвистики, в том числе стилистикой, риторикой, лингвопоэтикой. У каждой из этих областей свой предмет изучения, свой аспект исследования экспрессивных языковых средств.
В этом ряду экспрессивный синтаксис выступает как часть лингвопоэтики и стилистики синтаксиса, предметом изучения которой являются выразительные возможности синтаксических структур, их реализация и функционирование в речи.
Синтаксис среди других языковых средств обладает наибольшими возможностями передачи выразительности, поскольку он напрямую связан с реализацией коммуникативной функции. В устной речи основным средством передачи эмоциональности выступают не только те или иные синтаксические средства, но и суперсегментные единицы: интонационный рисунок фразы, темп, логическое ударение, система пауз. В письменной речи, где интонационные возможности нивелируются, возрастает роль знаков препинания, которые «оркеструют» текст.
У истоков изучения экспрессивных возможностей синтаксиса стоял В.В. Виноградов, который исследовал приемы синтаксической выразительности в произведениях А. С. Пушкина.
Как отмечают исследователи, экспрессивный синтаксис характеризуется следующими этапами реализации:
- Он функционирует на базе разговорной речи и формируется спонтанно, как одно из проявлений ее базовых свойств – эмоциональности, непосредственности, живости общения.
- Разговорная речь (вернее, ее имитация) входит в язык художественной литературы как средство речевой характеристики персонажей.
- Экспрессивные синтаксические средства вводятся автором в ткань художественного текста как стилистические приемы, повышающие выразительность речи.
- «Сглаживание» экспрессивности за счет привычности употребления, включения в языковую практику.
Типология средств синтаксической выразительности
Одним из базовых вопросов экспрессивного синтаксиса является проблема типологии средств синтаксической выразительности. Обычно под приемами выразительного синтаксиса принимают так называемые риторические фигуры – специальные синтаксические средства, повышающие выразительные возможности высказывания.
С точки зрения роли риторических приемов в высказывании предлагается следующая их типология:
- Фигуры прибавления. К ним можно отнести такие приемы, как анафору / эпифору, полисиндетон (многосоюзие), синтаксический параллелизм и др.
- Фигуры убавления, например, эллипсис, умолчание.
- Фигуры размещения и перестановки, связанные с нарушением привычной последовательности синтаксических компонентов. К примеру, к ним относят парцеллированные конструкции, инверсию, вводные и вставные конструкции.
Данная классификация является неполной, так как не охватывает часть синтаксических средств выразительности (риторических вопросов и восклицаний, обращений, языковой игры), поэтому более убедительным выглядит выделение трех классов риторических фигур:
- Приемы расподобления.
- Приемы уподобления.
- Фигуры, основанные на принципе языковой игры.
К первой группе относятся те фигуры речи, которые усиливают экспрессивность фразы за счет трансформации привычной синтаксической структуры: Казни меня! Пытай! Замучай! Задуши! (парцелляция). Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы? (риторический вопрос). За мученья, за гибель - я знаю - / Все равно - принимаю тебя! (вставные конструкции). Мне вас не жаль, года моей весны (инверсия и обращение).
Приемы уподобления основаны на придании структуре фразы симметричности: Была без радости любовь, / Разлука будет без печали (антитеза). Удовольствие – это грех, а грех – это удовольствие (хиазм). Не жалею, не зову, не плачу (градация). От других мне хвала – что зола (сравнение).
Игра слов проявляется в использовании оксюморона – соединения в одной фразе противоположных по смыслу понятий: Люблю я пышное природы увяданье (А. С. Пушкин). Молодость моя! Моя чужая / Молодость! / Мой сапожок непарный! (М. И. Цветаева).
Каламбуры основаны на фонетической или семантической игре: Не ходи, как все разини, / Без подарка ты к Розине (Д Минаев). Но в наши годы покойникам покоя нет (А. С. Пушкин).
Изучение выразительных возможностей синтаксиса позволяет использовать его как средство повышения эффективности речи.