Авторский курс по русскому языку в системе обучения
Авторский курс по русскому языку представляет собой созданную на основе авторской модели обучения учебно-методическую программу, предназначенную для освоения того или иного раздела языка или отработки практических навыков.
Целевое назначение авторских курсов по русскому языку может быть различным:
- Курсы подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку или к иным видам проверочных работ (например, к ВПР).
- Краткосрочные курсы по повышению грамотности речи.
- Курсы языкового и ораторского мастерства.
- Курсы для иностранных граждан, готовящихся к прохождению тестирования на знание русского языка.
- Курсы для школьников, испытывающих трудности в усвоении русского языка.
- Курсы подготовки к различным олимпиадам и конкурсам.
- Курсы практического применения языковых навыков в какой-либо сфере общественной деятельности (например, курсы делового русского языка).
- Курсы для углубленного изучения русского языка с целью занятия научно-исследовательской или проектной деятельностью.
Эффективность авторского курса во многом определяется моделью педагогического дизайна, которая положена в его основу, поскольку она определяет важные параметры:
- Анализ целевой аудитории, ее образовательных потребностей и возможностей.
- Определение предметного содержания курса и его методической организации.
- Выбор наиболее эффективных приемов подачи учебного материала и контроля его усвоения.
- Организация обратной связи между слушателями и преподавателем.
- Наличие практического модуля для отработки полученных теоретических навыков и проч.
Эффективные модели педагогического дизайна авторских курсов по русскому языку
На сегодняшний день под моделью педагогического дизайна понимают совокупность приемов, лежащих в основе создания учебной программы, отличающей результативностью и эффективностью.
Существует несколько моделей педагогического дизайна курсов по русскому языку, отличающихся полнотой и сложностью:
- Классическая модель, описываемая английской аббревиатурой ADDIE, предполагает сочетание анализа, проектирование, разработки, реализации и оценки курса (начальные буквы английских названий этих этапов лежат в основе аббревиатуры курса). Ценность этой модели заключается в комплексном подходе к проблеме обучения, а также универсальности, поскольку модель может использоваться для курса по русскому языку любого содержания и уровня сложности. Также модель позволяет проводить глубокий анализ процесса обучения и выстраивать курс в соответствии с объективными данными.
- Модель ASSURE предполагает построение обучения в соответствии со стандартами и нормативами в сфере образования, поэтому чаще используется в школах и университетах при разработке аккредитованных и лицензионных программ обучения. Она предъявляет особые требования УК уровню подготовки участников (например, слушателями курсов подготовки к итоговой аттестации могут стать только учащиеся выпускного класса). Цели обучения определяются в соответствии с образовательными стандартами, как и содержание, методы и формы организации процесса освоения тем.
- Модель SAM является более простой, поскольку предполагает только три этапа: подготовительный анализ рынка образовательных продуктов и запросов аудитории – разработку курса – внедрение и доработку по результатам мониторинга. Такая модель подходит для краткосрочных курсов в одной предметной области (например, курсы повышения грамотности).
- «Гибкая модель» обучения предполагает блочно-модульный принцип освоения материала, когда по результат изучения отдельных модулей или разделов программы происходит коррекция содержания обучения в соответствии с потребностями и целями слушателей. Эту модель удобно использовать при организации занятий в индивидуальном формате или в формате мини-групп, когда преподаватель на основе постоянного мониторинга успехов группы корректирует маршрут обучения.
Выбор той или иной модели для построения авторского курса по русскому языку определяется следующими факторами:
- Наличие опыта разработки учебного курса в прошлом.
- Количество времени, отводимое на разработку курса и его внедрение в работу.
- Цели и задачи обучения, которые ставит перед собой учащийся.
- Формат обучения, который закладывается в основу курса (очное или дистанционное обучение, без тьюторского сопровождения / с сопровождением преподавателя и проч.).
- Наличие / отсутствие стандартов, положенных в основу реализации учебной программы.
- Возможности провести масштабное исследование целевой аудитории курса и ее потребностей.
Таким образом, применение модели педагогического дизайна при разработке и апробации авторского курса по русскому языку позволяет существенно повысить качество учебного продукта и адаптировать его к реальным потребностям образовательной среды.