Эдьютейнмент в обучении РКИ: понятие и стратегии
Изменения в обществе, в том числе в информационно-технологической сфере, отразились на развитии познавательной сферы. Современные дети и подростки усваивают и структурируют информацию иначе, чем их предшественники. Это касается как способов познания, так и системы учебных мотивов, которые складываются в процессе обучения
Особенности познавательной сферы современного ученика характеризуются следующими особенностями:
- Слабо развитая мотивация, нуждающаяся в постоянном подкреплении извне, преобладание ситуативных мотивов над устойчивыми.
- Преобладание визуального канала восприятия, трудности с усвоением, структурирование информации, представленной в словесно-логической форме.
- Отрывочность, бессистемность знаний, "клиповое" мышление, способность быстро переключаться между информационными задачами и сложности с последовательным занятием определенным видом деятельности.
Эти особенности в равной мере присущи всем подросткам, в том числе и тем, кто занимается изучением русского языка как иностранного. В этой ситуации преподаватель вынужден искать формы и методы обучения, которые бы отвечали познавательным потребностям и возможностям учеников. Одним из путей решения этой проблемы является образовательный эдьютейнмент.
Эдьютейнмент в образовании представляет собой технологию, в которой сочетаются обучающий и развлекательный контент.
Технологии эдьютейнмента предполагают реализацию следующих стратегий в преподавании:
- Интерактивный формат взаимодействия.
- Внедрение в учебный процесс современных информационных технологий и цифровых ресурсов.
- Вовлечение ученика в активный познавательный процесс.
- Применение игровых технологий в обучении.
- Привлечение интересного, необычного по содержанию и форме учебного материала.
- Связь обучения с интересами учеников.
- Использование аутентичных текстов для работы над формированием языковых навыков.
Принципы и приемы технологии эдьютейнмента в обучении РКИ
Существует несколько принципов, которые связаны с реализацией технологии эдьютейнмента в обучении:
- Принцип целесообразности. Использование любого ресурса должно быть оправдано целями обучения и соответствовать его содержанию. Это значит, что педагог должен учитывать обучающий потенциал используемых ресурсов и их эффективность с точки зрения направленности на формирование определенных навыков.
- Принцип научности. Развлекательный компонент в обучении должен быть лишь «оберткой», делающей привлекательной для ученика обучающий контент. Это предполагает построение обучения в соответствии с научными основами учебной дисциплины на достаточно высоком уровне сложности.
- Принцип доступности. Стремление к разнообразию обучения новыми методами и технологиями ее должно наносить ущерб понятности учебного материала для ученика.
- Принцип системности. Обучение на основе технологии эдьютейнмента предполагает комплексный подход к формированию речевых навыков и языковых компетенций, а не разрозненный набор приемов, не преследующих единых образовательных целей и задач.
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся приемы реализации технологии эдьютейнмента.
Технологии геймификации предполагают использование игровых методов освоения учебного материала. Применительно к преподаванию РКИ это связано с использованием различных видов языковых игр, а также игровых техник активизации речи:
- Языковые квесты и квизы.
- Языковые игры на основе популярных телепередач.
- Игры со словами, основанные на адаптации настольных игр.
- Игровые формы подачи материала: кроссворды, ребусы, викторины.
- Командные соревновательные игры (брейн-ринг, языковая «дуэль», баттл и проч.).
Интерактивный подход к преподаванию предполагает активное вовлечение учеников разные виды учебной деятельности с получением обратной связи о ходе и результатах выполнения учебных заданий:
- Выполнение индивидуальных заданий в виде тестов с возможностью самопроверки или взаимопроверки.
- Групповая исследовательская работа на уроке.
- Проектная деятельность (индивидуальная, групповая).
- «Мозговой штурм», обсуждение проблемных ситуаций на уроке.
- Применение ТРИЗ-педагогики.
Разнообразие обучения с помощью привлечения интересного, необычного материала также является элементом эдьютейнмента. К категории занимательного образовательного контента можно отнести учебный материал, который отличается от привычного по форме и содержанию. В преподавании РКИ часто используются следующие виды учебных материалов:
- Аутентичные тексты, не являющиеся дидактическими по своей природе: песни, реклама, почты в социальных сетях.
- Видеоконтент обучающей или познавательной тематики, видеоигры.
- Художественные фильмы и мультфильмы.
- Подкасты на русском языке.
- Газетные и журнальные публикации.
Использование этих материалов помогает насытить урок новым содержанием, развить мотивацию к изучению русского языка, показать связь речевой деятельности и социальной активности.
Языковой эдьютейнмент, выступая новым трендом в образовании, стимулирует познавательный интерес и речевую активность, ускоряет социокультурную адаптацию учеников и способствует индивидуализации процесса обучения.