Коммуникативная направленность современного языкознания
Современное языкознание носит ярко выраженный текстоцентрический характер. Исследователи рассматривают текст с разных точек зрения, выделяя определенные аспекты его изучения: структурный, коммуникативный, лингвокультурологический.
Одним из перспективных направлений исследований является коммуникативное, потому что оно рассматривает текст не как результат речевой деятельности, зафиксированный в определенной форме, а как процесс порождения высказывания, тесно связанный с ситуацией общения и статусом коммуникантов. Это обусловливает новое понимание текстовой структуры. Если ранее языковед рассматривал текст с точки зрения вычленения в нем структурных компонентов, соответствующих уровням языковой системы, то теперь в центре внимания оказываются вопросы, связанные со стратегиями текстопорождения, восприятия и понимания смысла, функционирования текста в социокультурном контексте.
Статус дискурса в лингвистике
Изучение процессов речепорождения обусловило интерес лингвистики к проблемам дискурса. В настоящее время в языкознании наблюдается экспансия этого термина. Дискурс становится эквивалентом различных коммуникативных единиц: высказывания, текста, речи и т.п. Это является неправомерным, поэтому необходимо определить сущностные характеристики дискурса.
Как лингвистическое явление дискурс может быть рассмотрен в трех аспектах: формальном, содержательном и функциональном:
- В формальном аспекте дискурс предстает как речевая единица, эквивалентная высказыванию – двум и более предложениям, имеющим общее коммуникативное значение.
- С точки зрения семантики дискурс обладает социальной выраженностью и предстает как высказывание в аспекте его прагматической направленности.
- С позиции функции дискурс характеризуется коммуникативностью: он возникает в ходе взаимодействия субъектов и имеет интерактивную природу.
Обобщая представления о дискурсе, сложившиеся в отечественном языкознании, можно отметить, что дискурс понимается двояко:
- На уровне текста как коммуникативное событие, сопровождающее процесс речепорождения.
- На уровне коммуникации в целом как свертекстовое явление, представленное совокупностью текстовых единиц, жанровых разновидностей, относящихся к одной области коммуникативной практики. В этом отношении можно говорить о дискурсе как о разновидности социально-языковых форм коммуникации, выделяя научный, деловой, спортивный, педагогический и иные типы дискурса.
Дискурсология как отрасль языкознания
Изучение дискурса, определение границ этого понятия, построение типологии дискурса обусловило формирование самостоятельной области исследования – дискурсологии, сосредоточивается на исследовании дискурса как лингвокультурного феномена.
Дискурсология решает широкий круг задач:
- Изучение живой разговорной речи в противовес исследованию языковой статистики.
- Выявление закономерностей и механизмов порождения и функционирования дискурса.
- Создание классификации дискурса на основе общности коммуникативных ситуаций, речевых интенцией и механизмов интерпретации.
- Изучение коммуникативных намерений и способов их репрезентации в общении.
- Выявление механизмов, лежащих в основе понимания и интерпретации высказываний.
Дискурсология тесно связана с другими отраслями лингвистики, в часности, с:
- теорией коммуникации в аспекте изучения формальных и функциональных компонентов речевого акта;
- лингвистикой текста с точки зрения изучения текста как процесса речепорождения, обусловленного особенностями коммуникативной практики;
- социолингвистикой в аспекте общественного функционирования речи;
- семиотикой в плане знаково-коммуникативной природы общения;
- когнитивной лингвистикой в аспекте изучения механизмов восприятия речи и ее интерпретации.
Междисциплинарный характер дискурсологии подчеркивается предметом ее изучения, поскольку речевые события, являющиеся центром коммуникации, изучаются не только языкознанием, но и смежными областями: психологией, социологией, логикой. Поэтому дискурсология находится в постоянном контакте с другими научными областями, используя их терминологический аппарат и методологию. Так, для описания процессов коммуникации используются формально-логические схемы (информационно-кодовая модель общения), данные социальные психологии (интеракционизм в теории коммуникации), когнитивистики (инференция в процессе общения).
Одновременно с этим дискурсология вырабатывает собственный методологический аппарат для анализа коммуникативной практики, что выражается в появлении дискурс-анализа как новой парадигмы изучения разговорной речи.
Таким образом, появление дискурсологии – закономерный процесс обращения языкознания к анализу коммуникативной проблематики и выделения в качестве самостоятельной единицы изучения коммуникативного события, лежащего в основе порождения текстов, то есть дискурса.