Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Дискредитирующие речевые жанры в медиадискурсе

Дискредитирующие речевые жанры в медиадискурсе

Жанровые стратегии дискредитации давно и прочно вошли в сферу медиадискурса как элемент массовой публичной коммуникации. Дискредитирующие стратегии функционируют в журналистских жанрах, а также в политической рекламе и выполняют разнообразные коммуникативные функции:

  1. Дискредитации информационного сообщения или персоны, которой оно посвящено.
  2. Формирование общественного мнения по поводу события или лица.
  3. Скрытая реклама события посредством создания вокруг него информационной шумихи.
  4. Моделирование картины мира в дискурсе массмедиа.
Определение 1

Речевой жанр дискредитации представляет собой коммуникативно-речевой тип, который характеризуются следующей коммуникативной схемой: «сообщение о лице (событии) негативной информации, которая неизвестна адресату, с целью вызвать к этому лицу или событию отрицательное отношение».

Таким образом, речевому жанру дискредитации присуща иллокутивная сила, которая проявляется не просто в информировании и негативных параметрах предмета речи, но и в активном формировании у адресата отрицательного отношения к предмету речи.

Коммуникативная формула речевого жанра коммуникации в массмедиа может получить несколько вариантов развития.

Первая речевая модель связана с прогнозированием поведения лица, о котором сообщает публикация, на основании выводов о его характере и поведении в прошлом. Коммуникативная модель таких сообщений заключается в следующем: «Х – плохой человек, следовательно, все, что он совершает, плохо; Х продолжит совершать недостойные поступки в будущем». Данный вариант реализации речевого жанра дискредитации не предполагает обоснования мнения за счет приведения дополнительных фактов или аргументов. Он изобилует негативной оценочностью, которая подается как личное мнение автора публикации.

Вторая речевая модель строится на основании особой интерпретации фактов о прошлом лица. Так, приведенные факты могут не носить дискредитирующего характера, но становятся таковыми в контексте общей негативно-оценочной тональности текста. Речевая модель подобного сообщения строится следующим образом: «Х совершает какие-то действия, которые мы оцениваем как неправильные, отрицательные, поэтому Х совершает негативные поступки». Типичный пример таких публикаций – сообщение о покупке влиятельным политическим лицом (например, депутатом) дорогостоящей недвижимости или транспортного средства, а затем сообщение о том, что эта покупка сделана на незаконно приобретенные средства.

«Дискредитирующие речевые жанры в медиадискурсе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Третья речевая модель связана с построением в высказывании системы доказательств, которые должны убедить читателя (слушателя) в том, что Х – лицо, заслуживающее негативного отношения. Коммуникативная модель такого высказывания строится следующим образом: «Х – плохой человек, так как он совершил ряд действий, которые не может совершить хороший человек». Здесь отрицательная оценка может сочетаться с наличием фактической информации, которая имеет негативный характер.

Различные модели речевой дискредитации используются как по отдельности, так и совместно (например, в больших статьях или журналистских фильмах-расследованиях).

Дискредитирующие речевые жанры в составе традиционных жанров массмедиа

Наиболее распространенные дискредитирующие речевые жанры существуют в рамках традиционных журналистских текстов, которым придается дискредитирующий характер:

  1. Информационно-аналитическая статья, в которой автор дискредитирует события или лиц, о которых идет речь.
  2. Предвыборная статья о кандидате, которая имеет обратную коммуникативную цель – сформировать негативное отношение к кандидату.
  3. Фильм-расследование, посвященный, например, прошлому какого-либо лица или его роли в определенных событиях.
  4. Интервью с собеседником, который сообщает информацию, дискредитирующую предмет речи.
  5. Репортаж с места события и проч.

Указанные жанры, которые при отсутствии стратегии дискредитации, функционирует как обычные информационно-аналитические типы коммуникативных структур, показывают, что дискредитация в жанровом аспекте отличается не столько композиционными или формально-речевыми особенностями, сколько общей иллокутивной направленностью высказывания. Этот вывод является весьма продуктивным для коммуникативной практики, поскольку позволят выявлять в тексте скрытые дискредитирующие посылы, которые заложены в него автором.

Исследование дискредитирующих речевых жанров в аспекте медиалингвистики не ограничивается изучением их коммуникативных моделей и прагматических целей. Современная лингвистики (в частности, судебная лингвистика) также нуждается в достоверных критериях разграничения фактической и оценочной информации, выявлении и типологизации речевых стратегий дискредитации в тексте, позволяющих определить их коммуникативную интенцию и отнесенность к определенному лицу (или событию).

Дата последнего обновления статьи: 09.03.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot