Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Дифференциация паронимов с помощью возможностей Национального корпуса русского языка

Методические и лингвистические трудности дифференциации паронимов

Вопросы разграничения паронимов являются актуальными как для преподавания русского языка, так и для совершенствования речевой культуры в целом, поскольку знание особенностей употребления паронимов позволяет избегать речевых ошибок и делает высказывание точным и правильным.

Определение 1

Паронимы представляют собой лексические единицы, которые восходят, как правило, к одному производящему слову, характеризуются общими грамматическими свойствами, но при этом различаются в семантике и аспектах сочетания с другими лексическими единицами.

То, что паронимы близки по звучанию, соотносятся с одним и тем же корнем и относятся к одному и тому же лексико-грамматическому классу слов нередко становится причиной их смешения и неразличения в речи. Вот типичные ошибки, вызванные неумением различать значение паронимов: Дипломант выразил протест против резолюции (слово дипломант» употреблено вместо лексемы «дипломат»). По каменной дороге путники продвигались с трудом (прилагательное «каменная» употребляется вместо атрибутива «каменистая»). В темноте было трудно различать овраги от безопасных участков пути (глагол «различать» употреблен ошибочно вместо глагола «отличать»).

Вопросам разграничения паронимов уделяется значительное внимание при подготовке к государственной итоговой аттестации по русскому языку. Для этого используются стандартные упражнения, которые включают следующие типы заданий:

  1. Определение значения паронимов с помощью словарей, подбора синонимов, контекстного анализа.
  2. Составление словосочетаний и предложений с паронимами для актуализации их значения.
  3. Исправление ошибок в употреблении паронимов в речи.
  4. Подбор паронимов для текста деформированной структуры.
  5. Словообразовательный анализ паронимов и проч.

Среди заданий, направленных на развитие умений употреблять паронимы в речи, эффективными являются те, которые побуждают учащихся производить самостоятельные наблюдения над употреблением паронимов в речи. Это развивает навыки анализа контекстного окружения слова, учит обращать внимание на семантические нюансы, а также определять особенности речевого окружения паронимов и соотносить его со значением и сферой употребления языковой единицы. Для этих целей в преподавании русского языка можно использовать возможности Национального корпуса русского языка, где можно автоматически генерировать контексты для исследования паронимов и их разграничения.

«Дифференциация паронимов с помощью возможностей Национального корпуса русского языка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Дифференциация паронимов с помощью возможностей Национального корпуса русского языка

Рассмотрим алгоритм работы с Корпусом для дифференциации паронимов на уроках русского языка. Он состоит в следующем:

  1. Создание учебного затруднения, в основе которого лежит проблема разграничения паронимов, например, прилагательных «рыбий» и «рыбный».
  2. Формулировка цели учебного действия: определить значение паронимов, проанализировав контексты их употребления, сделать выводы об особенностях их употребления и лексико-семантической сочетаемости в речи.
  3. Составление плана реализации учебной цели: обращение к Национальному корпусу русского языка, формулировка поискового запроса, анализ полученных результатов, сравнение выборок, относящихся к каждому из паронимов, выявление закономерностей их употребления в речи.
  4. Подведение итогов работы, формулировка выводов относительно принципов разграничения паронимов.

Обращение к Корпусу позволяет определить возможности лексической сочетаемости прилагательных. Например, прилагательное «рыбий» сочетается со следующими существительными: жир, чешуя, хвост, клей, кость, мех, пузырь, потроха. Очевидно, что эти существительные характеризуются прилагательным «рыбий» в следующем отношении: «имеющий отношение к строению рыбы, относящийся к частям ее тела». Выявление особенностей сочетания прилагательного «рыбный» дает иную картину: ловля, промысел, суп, консервы, запас, отрасль, хозяйство, ресторан, блюдо. Очевидно, что значение прилагательного здесь иное: «сделанный из рыбы; предназначенный для добычи, разведения, продажи или употребления рыбы».

Помимо анализа лексической сочетаемости паронимов, Корпус также дает информацию о контекстах, в которых употребляются данные слова. Анализ этих контекстов показывает, что прилагательное «рыбий» употребляется в следующих контекстах: рыбий глаз, куски рыбьей чешуи, текстиль из рыбьей кожи, намажь рыбьи жиром. Прилагательное «рыбный» употребляется в контекстах: рыбный салат, рыбный магазин, рыбный суп, рыбное филе, рыбная ловля. Устойчивость реализации прилагательных в определенных контекстах с разным значением показывает, что они являются паронимической парой, разграничение членов которой происходит по значению и употреблению в речи.

Исследовать с помощью Корпуса можно и другие пары паронимов, применяя тот же самый алгоритм. Такой подход позволяет развить аналитические умения и навыки, учит наблюдать за реализацией языковых явлений в речи, а также помогает формировать навык контекстного анализа языковых единиц, необходимый для развития речевой культуры и коммуникативных навыков в целом.

Дата последнего обновления статьи: 06.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot