Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Дидактический потенциал мультимедийного лингвострановедческого словаря в курсе русского языка как иностранного

Лингвострановедческий словарь

Лингвострановедение направлено на знакомство с этнокультурной спецификой страны, язык которой изучается студентами.

Определение 1

Лингвострановедческий словарь – это особая разновидность двуязычного словаря, цель которого заключается в облегчении для иностранцев, изучающих русский язык, знакомства с национально-культурной спецификой страны через описание основных концептов её ментальности, содержащихся в лексике и фразеологии.

Традиционно данные издания содержат широкий спектр этнокультурных сведений:

  • Информацию об истории страны.
  • Сведения этнографического характера, описание быта, традиций, национальных праздников.
  • Статьи, посвященные культуре и искусству, а также религии и верованиям.

Первые лингвострановедческие словари на бумажных носителях появились в конце 1970-х гг. в СССР, а в 2007 году вышло специализированное издание «Россия. Большой лингвострановедческий словарь», содержащее обширные сведения о природе, социальном устройстве, быте и культуре нашей страны.

Широкое распространение интерактивных форм обучения привело к появлению мультимедийных словарей, созданных на базе печатных и отличающихся удобством использования и доступом к ним через онлайн-платформы.

Определение 2

Мультимедийный словарь представляет собой разновидность электронного словаря-справочника, обладающего возможностями автоматизированного поиска, наличием внутренних ссылок между статьями и использованием разных типов информации (не только текстовой, но и аудиовизуальной).

Кроме словарных статей и нетекстовых элементов содержания, такой словарь также включает различные типы интерактивных заданий для изучающих русский язык иностранцев.

«Дидактический потенциал мультимедийного лингвострановедческого словаря в курсе русского языка как иностранного» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Состав словаря ориентирует инофона на знакомство с лексико-фразеологическими единицами, посредством которых раскрывается национально-культурная специфика русской жизни.

Структура типовой словарной статьи включает следующие элементы:

  1. Сведения о произношении слова и его значении, а также иных особенностях: например, для слова «Айболит» указан способ образования (сочетание междометия «ай» и глагола «болит»). Часто слово сопровождается иллюстрацией, помогающей раскрыть его содержание.
  2. Почти к каждому слову даётся энциклопедическая справка, содержащая сведения о происхождении термина или специфике его функционирования в русской культуре.
  3. Приводятся контексты употребления слова в языке и речевой практике.
  4. Медиатека содержит материалы, включающие фото-, видео- или аудиофайлы, имеющие отношение к содержанию понятия.
  5. Интерактивные задания позволяют проверить степень усвоения инофонами данного понятия через систему тестовых заданий, в том числе игрового характера.

Дидактический потенциал мультимедийного лингвострановедческого словаря в курсе русского языка как иностранного

Мультимедийный словарь лингвострановедческой тематики является одним из дидактических средств, способствующих более успешному обучению инофонов. Это обусловлено следующими факторами:

  1. Наличие в словаре большого числа безэквивалентной лексики, то есть слов и устойчивых оборотов, потенциально не имеющих аналогов в родном языке студента, поэтому представляющих значительные трудности в их освоении.
  2. Возможность погружения в широкий культурный контекст: лексика изучается не в отрыве от её реального культурного функционирования.
  3. Интерактивность словаря позволяет использовать не только традиционные текстовые материалы, но и знакомиться с другими формами коммуникации, в частности аудиозаписями и видеороликами, что стимулирует все виды речевой деятельности.
  4. Наличие заданий к изучаемому материалу позволяет использовать словарь и как обучающее средство, и как средство текущей проверки знаний студентов.

Спектр уроков, на которых может быть использован подобный словарь, достаточно широк и включает следующие виды занятий:

  1. Учебные занятия, посвященные изучению современных словарей русского языка и формированию умения использовать их для совершенствования устной и письменной речи.
  2. Занятия, в ходе которых студенты обучаются чтению и различным приёмам работы с текстом.
  3. Уроки аудирования и работы с текстами, воспринимаемыми на слух
  4. Занятия, в ходе которых отрабатываются навыки говорения (пересказ, составление диалогов, беседа по иллюстрациям, коллоквиум).
  5. Семинары и коллоквиумы лингвострановедческой направленности, посвященные изучению русской культуры, праздников, обычаев, национальной литературы или кинематографа.

Словарь также будет полезен при организации самостоятельной работы инофонов, например, при подготовке докладов и сообщений, проектов, составлении диалогов, самостоятельном чтении.

Преподавателю при использовании словаря необходимо помнить, что он является одним из средств обучения, и сочетать возможности данного справочного пособия с использованием иных дидактических материалов (учебников, сборников упражнений, аутентичных художественных текстов и проч.).

Дата последнего обновления статьи: 24.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot