Дидактический потенциал электронного лингвокультурологического словаря «Русский традиционный костюм» для иностранцев
В современном преподавании РКИ большая роль отводится самостоятельной работе при усвоении учебного материала. С увеличением удельного веса дистанционных форм обучения появляются цифровые ресурсы, которые предназначены для использования в процессе самоподготовки. При этом ориентация модели обучения на коммуникативную составляющую заставляет преподавателей искать новые пути знакомства с ней учащихся. Кроме этого, в преподавании усиливается роль страноведческого компонента, что предполагает освоение лингвокультурологических сведений, сопровождающих погружение в языковую среду.
Решить очевидные противоречия между потребностями в индивидуализации и практико-ориентированной направленности обучения и тенденцией к его унификации помогает использование специальных дидактических ресурсов, активизирующих процессы языкового образования.
Лингвокультурологический словарь представляет собой лексикографический дидактический ресурс, предназначенный для освоения лексического минимума в определенной области функционирования языка, связанной с русской культурой и традициями.
Специфика лингвокультурологического состоит в том, что преподаватель может самостоятельно разработать его, а также привлечь к написанию словарных статей самих студентов, которые таким образом получают возможность практиковаться в отработке навыков письменной речи. Лингвокультурологический словарь может стать ресурсом, который будет постоянно пополняться за счет вносимых в него материалов, что повысит его дидактическую ценность и информативность.
Современный лингвокультурологический словарь представляет собой цифровое учебно-методическое пособие для изучающих русский язык, которое может быть создано по разным темам. К примеру, одной из тем словаря может быть «Русский национальной костюм». Знакомство с понятиями этой тематической группы помогает иностранцам понять специфику русской материальной культуры, познакомиться с историей, бытом и традициями русского народа. В частности, названия предметов русской народной одежды, головных уборов, обуви (сарафан, панева, кокошник, поддевка, кафтан, тулуп, картуз, лапти) часто встречаются в произведениях литературы, упоминаются в русских народных сказках, сохранились во фразеологических оборотах (сарафанное радио, тришкин кафтан). Это обусловливает необходимость знакомства иностранных студентов с данной группой лексики, которая составляет часть национального культурного словаря.
Электронный словарь является интерактивным ресурсом, включая как текстовый материал, так и медиаресурсы: фото, видео, задания тестового и творческого характера, а также ссылки на дополнительные источники информации. Система навигации по разделам позволяет легко и быстро ориентироваться в материалах. Для обеспечения принципа доступности учебного содержания лексикографические статьи распределены по уровня языкового обучения – от А2 до С1. При этом словарь включает и систему заданий, позволяющих проверить знания, умения и навыки учеников, что облегчает осуществление самоконтроля.
Структура и методика использования на занятиях РКИ электронного лингвокультурологического словаря «Русский традиционный костюм»
Поскольку словарь носит комплексный учебно-методический характер, его материалы содержат разнообразные тематические направления:
- Лексический минимум в виде наименования предметов русского национального костюма, имеющих большой лингвострановедческий потенциал.
- Лексико-грамматический комментарий к словам.
- Текстовый материал как основную дидактическую единицу, в которой функционируют указанные страноведческие понятия.
- Лингвокультурологические сведения, касающиеся русского быта.
В соответствующих разделах словаря могут быть использованы возможности для организации виртуальной коммуникации между преподавателем и студентами, а также внутри самой учебной группы, что способствует обсуждению учебного материал, развитию коммуникативно-речевых навыков.
С использованием подобного словаря могут быть организованы различные виды учебной деятельности как на занятии, так и в ходе внеурочной занятости:
- Чтение, пересказ и обсуждение статей.
- Описание картинок, фото, иллюстраций, представленных в словаре.
- Просмотр и обсуждение фрагментов видеороликов.
- Составление сообщений о русском традиционном костюме.
- Комментированное чтение произведений фольклора и русской классической литературы с опорой на словарь.
- Создание учебных проектов, посвященных истории русского народного костюма, а также фразеологизмам, в составе которых есть названия традиционной русской одежды.
Таким образом, дидактический потенциал словаря состоит в том, что он обеспечивает формирование необходимой лингвокультурной среды, стимулирует развитие коммуникативных навыков и помогает реализовать индивидуальный подход в обучении. Так как обучение РКИ строится на дидактическом потенциале текстов, то страноведческие понятия усваиваются не изолированно, а в контексте.