Диагностика на уроках русского языка: общее представление
Диагностика представляет собой необходимый этап любого вида педагогической деятельности.
В самом общем виде под диагностикой можно понимать деятельность, направленную на определение уровня достижений ребёнка посредством системы специальных методических инструментов.
В зависимости от задачи диагностики, которая стоит перед педагогом, можно говорить о разных её видах:
- Учебная диагностика, направленная на изучение образовательных результатов.
- Психологическая диагностика, связанная с оценкой развития всех сфер личности – интеллектуальной, эмоционально-волевой, ценностной и проч.
- Воспитательная диагностика, акцентирующая внимание на сформированности социально значимых навыков и ценностей.
Диагностика является важным инструментом изучения личности ребёнка, поскольку позволяет не только выявить уровень компетенций и навыков, которыми он обладает, и сопоставить его с требованиями стандарта, но и скорректировать недочёты, вовремя преодолеть учебные трудности и определить направления дальнейшей работы.
Универсальный характер диагностики для методики языкового образования, определяет и многообразие её функций:
- Изучение темпов продвижения отдельного ученика класса в целом в теме, разделе, своевременное выявление учебных затруднений и педагогическая помощь.
- Текущий контроль деятельности учеников, стимулирующий их активность и сознательное отношение к процессу обучения.
- Прогноз и планирование дальнейшей работы: определение круга тем, которые необходимо повторить, подбор индивидуальных дифференцированных заданий для разных групп учеников, корректировка методов и форм работы на уроках.
Диагностика только тогда является эффективным образовательным инструментом, когда она осуществляется систематично и последовательно. Учитель должен понимать, что диагностика сопровождает не только итоговые разделы темы (курса), но и осуществляется в процессе изучения каждой отдельной темы, что позволяет выявить динамику успехов и неудач детей. Кроме этого, диагностика должна сопровождаться анализом её результатов и внесением соответствующих коррективов в практику преподавания. Например, если используемый метод при изучении данной темы (осложненное списывание, фронтальная работа) не является эффективным, необходимо использовать другие формы работы: индивидуальную и парную, систему творческих заданий, проектную деятельность.
Диагностическая работа по русскому языку
Диагностическая работа представляет собой разновидность контрольно-измерительных материалов, которые используются учителем для выявления предметных результатов на различных этапах обучения.
В зависимости от преследуемой педагогом цели можно выделить следующие виды диагностических работ по русскому языку:
- Входные работы, цель которых состоит не столько в контроле, сколько в определении уровня подготовки учеников, наличия у них базовых знаний и способов действий, которые необходимы для успешного усвоения тем.
- Текущая диагностика используется в процессе изучения какого-либо раздела или темы. Помимо контрольной функции, она выполняет ещё и корректирующую: педагогу важно увидеть пробелы, недочёты и своевременно их ликвидировать, предупредив тем самым неуспеваемость ребёнка.
- Итоговая диагностика проводится после завершения изучения крупной дидактической единицы и должна продемонстрировать уровень предметной подготовки. Главная функция состоит в оценке достижений по предмету.
Иногда диагностическую работу понимают достаточно узко: как специализированную контрольную работу, призванную дать объективную оценки уровня обученности. Тогда диагностическая работа превращается в контрольный срез знаний, показывающий результативность обучения, и применяется на этапах комплексной проверки по данному предмету.
Всероссийские проверочные работы по русскому языку первоначально задумывались именно как диагностические, направленные на выявление уровня сформированности определенных предметных умений. Однако постепенно они утрачивают свою диагностическую функцию, превращаясь в инструмент контроля обученности.
Важной методической проблемой остается вопрос о формах проведения диагностики на уроках русского языка. Традиционные формы контроля (осложненное списывание, языковые разборы, диктанты, контрольные работы) хотя и хорошо зарекомендовали себя, однако мало способствую развитию познавательной мотивации учеников. Продуктивным с этой точки зрения является использование новых форм диагностики, основанных на методах активного обучения:
- Проектная деятельность, позволяющая увидеть степень самостоятельности и осознанности действий на всех этапах решения познавательной задачи.
- Групповая исследовательская работа на уроках, помогающая педагогу понять роль каждого ученика в коллективе, увидеть его сильные и слабые стороны, степень вовлечённости в учебный процесс.
- Творческие работы, предлагающие использовать полученные знания в новой, нестандартной обстановке (например, написать рекламный текст, составить резюме для себя или воображаемого лица, придумать задания для контрольной работы или диктанта).
Правильно организованная диагностика способствует повышению мотивации и эффективности обучения.