Цифровой диктант на уроках русского языка
Уроки русского языка нуждаются в разнообразии форм и приемов работы с учениками, которые бы позволяли поддерживать их интерес к изучению предмета и стимулировали бы познавательную активность. Одной из таких форм является цифровой диктант, который используется на занятиях для активизации внимания учеников и развития учебной мотивации.
Цифровой диктант – это разновидность задания, которое ориентировано на проверку знаний и умений учеников по теме с использованием цифрового обозначения правильных ответов.
Преимущества цифрового диктанта на уроках русского языка состоят в следующем:
- Экономия времени при поведении: в отличие от обычного диктанта или проверочной работы цифровой диктант занимает не более пяти-семи минут.
- Удобство и быстрота проверки: учитель может сразу же проверить правильность выполнения задания и оценить учеников.
- Простота проведения: цифровой диктант не требует специального оборудования или дополнительных ресурсов.
- Универсальность: цифровые диктанты можно проводить по любой теме, в том числе по морфолого-синтаксическим разделам курса.
- Применимость к различным этапам урока: цифровой диктант востребован при поверке домашнего задания как одна из форм проверки, применяется на этапе текущего короля, а также как средство диагностического и итогового контроля.
- Направленность на развитие внимания и оперативной памяти, активизацию абстрактного мышления.
Методические аспекты использования цифрового диктанта при изучении различных языковых тем
Методика проведения цифрового диктанта заключаются в следующем:
- Учитель сообщает о цели выполнения работы и дает краткую инструкцию относительно содержания цифрового диктанта.
- Учитель предлагает детям задания (утверждения, предложения, словосочетания, слова с пропущенными орфограммами и др.), с которыми они работают, оценивая предложенный языковой материал с точки зрения правильности, структуры, типа, написания и так далее.
- Особенностью выполнения задания является то, что вместо записи слова или предложения, правильный вариант ответа обозначается цифровым символом (например, 0- неверный ответ, 1- правильный ответ).
- В конце цифрового диктанта проводится его анализ: что вызвало затруднения, какие задания остались невыполненными.
- После проверки диктанта учитель сообщает ученикам оценки и анализирует типичные ошибки.
Рассмотрим различные виды цифровых диктантов при изучении фонетических, морфологических, синтаксических и правописных тем.
При изучении раздела «Фонетика» цифровой диктант применяется для проверки сформированности следующих навыков:
- Классифицировать звуки по разным основаниям (на гласные и согласные, гласные – на ударные и безударные, согласные – на твердые и мягкие, глухие и звонкие).
- Определять характеристику конкретного звука в слове.
- Соотносить количество букв звуков.
- Определять фонетически сильные и слабые позиции для звуков.
- Находить в слове непроизносимые звуки, а также примеры фонетических процессов, связанных с оглушением / озвончением / палатализацией и проч.
Примером использования цифрового диктанта при изучении фонетических тем является задание к теме «Фонетические процессы в системе согласных звуков». Учитель предлагает детям десять слов, в которых отражены различные фонетические процессы: сделать, юбка, вокзал, косьба, просьба, отбить, голубь, вторник, космонавт, багаж. Задача детей – обозначить процесс оглушения цифрой 0, а процесс озвончения цифрой 1, записать последовательность цифр. В результате у детей должна получиться цепочка цифр: 1011110000, которая соответствует фонетическим процессам, произошедших в данных словах.
При изучении грамматических тем цифровой диктант может быть использован для проверки теоретических знаний, умений и навыков морфолого-синтаксического анализа.
Например, в процессе изучения темы «Склонение имен существительных» учитель может проверить усвоение типов склонений, проведя цифровой диктант. Суть упражнения: учитель диктует слова, а ученики записывают цифру, соответствующую склонению (1, 2 или 3). К примеру: кровать, бег, колонка, мальчишка, ведро, компьютер. Запись в тетрадях: 321122.
При работе над синтаксическими темами детям дается задание обозначить в тексте предложения определенной структуры цифрами. Например, обозначить односоставные предложения цифрой 1, а двусоставные – 2; обозначить определенно-личные, неопределенно-личные, безличные предложения цифрами 1, 2, 3 соответственно, а назывные – цифрой 0.
При отработке навыков правописания можно использовать цифровой диктант для проверки любой орфограммы. Например, слитное или раздельное написание НЕ с частями речи: слитное написание обозначается цифрой 0, раздельное – цифрой 1.
Использование цифрового диктанта не только экономит время учителя и учеников, но и способствует развитию навыков знаково-символического опосредования, что развивает структуры мозга, ответственные за усвоение информации и формирование алгоритмов действий. Таким образом, цифровые диктанты выполняют не только контрольно-обучающую, но и развивающую функцию в процессе обучения русскому языку.