Благозвучие речи в тексте: общая характеристика
Одним из основных требований к организации высказывания, отличающих речь образованного человека, является ее фонетическое благозвучие.
У благозвучия речи есть несколько аспектов понимания:
- акустический, который зависит от общих характеристик голоса, его высоты, тембра, наличия / отсутствие каких-либо признаков (например, назального звучания), которые создают неприятное звучание речи;
- артикуляционный, связанный с четкостью речи, отсутствием речевых дефектов как на уровне воспроизведения отдельных звуков, так в использовании речевых средств (например, отсутствие заикания);
- просодический, содержащий такие аспекты, как интонационное оформление высказывания;
- фонетический, связанный с общим звуковым оформлением высказывания.
Роль благозвучия для создания особого эмоционального настроения давно была подмечена поэтами, которые уделяют большое внимание звуковой «оркестровке» фразы, ее фонетическому оформлению. Так, в поэтической речи используется звукопись – особый прием, основанный на повторе близких звуков, близких в фонетическом отношении: Не жалею, не зову, не плачу, / Все пройдет, как с белых яблок дым (повтор гласных [э] и [а], создающих песенную напевность, плавность стиха); Гром пушек, топот, ржанье, стон, / И смерть, и ад со всех сторон (повтор согласных [р], [т], [с], позволяющих передать звуки боя).
В обычной речи, далекой от приемов поэтического языка, фонетическое благозвучие также важно, поскольку речь, сложная для восприятия на слух, плохо воспринимается слушающими. Поэтому необходимо следить за тем, чтобы высказывание не изобиловало фонетическими повторами/, неудачными стечениями звуков, создающих неблагозвучие: Римский плебс взбешен (стечение согласных на стыке слов «плебс взбешен»), остался в связи с семинаром (стечение согласных на стыке слов).
Благозвучие в художественной литературе
Благозвучие в текстах художественной литературы имеет особое значение, поскольку не только позволяет сделать речь более выразительной, но и выполняет образную функцию.
Давно замечено, что некоторые звуки имеют, помимо языкового значения, еще и ассоциативные связи. Так, взрывные согласные вызывают ощущение чего-то жесткого, острого, колючего, а плавные, наоборот, мягкого, округлого и проч. На этом основано, например, образное описание старой и новой мазурки в «Евгении Онегине». Передавая бравурные звуки мазурки, Пушкин использует повтор согласного [р]: Мазурка раздалась. / Бывало, / Когда гремел мазурки гром, / В огромной зале все дрожало, / Паркет трещал под каблуком. Сравнивая ее с нынешней мазуркой, поэт использует повтор сонорных согласных и свистящего [с], передающих плавность, осторожность движений танцующих: Теперь не то: и мы, как дамы, / Скользим по лаковым доскам.
Звукопись основана на двух типах повторов:
- Согласных звуков (он называется аллитерацией).
- Гласных (называется ассонансом).
Обычно в поэтическом тексте встречается несколько типов звуковых повторов, помогающих создать яркий художественный образ. При этом поэту необходимо использовать звукопись уместно, этот прием не вводится в текст лишь для того, чтобы придать речи «красивость». Звукопись обязательно выполняет художественную функцию, помогая создать образ. Например, в «Сказке о царе Салтане» Пушкин используется звукопись, создавая образ князя Гвидона, превратившегося в комара: «А комар-то злится, злится». В аллитерации (повтор звука [з]) внимательный читатель слышит рассерженный писк комара.
Нередко принципы благозвучия речи используются и в прозе. Так, в романе «Обломов» главный герой наделен фонетически благозвучным именем Илья Ильич, а в повести «Шинель» главный герой носит неблагозвучное имя Акакий Акакиевич.
Благозвучие в разговорной речи
Благозвучие в разговорной речи касается практических аспектов использования звучащей речи в коммуникативных целях. Оно связано с тем, что речь должна быть удобной для произнесения и легкой для восприятия. Это значит, что необходимо избегать следующих факторов, которые могут нарушить благозвучие:
- Стечения согласных на стыке слов и фраз.
- Труднопроизносимых сложных слов, в том числе заимствованных, изобилующих взрывными или свистящими звуками (трансцендентный, квинтэссенция).
- Небрежного произношения слов типа «щас», «тыща», «стока», «скока» и проч.
- «Манерных» интонаций, чрезмерного растягивания слов.
Большую роль в формировании благозвучия речи играет целенаправленная работа над повышением речевой культуры, развитием артикуляционного аппарата и акустических возможностей речи. Следует помнить, что даже правильная речь может звучать невыразительно, если интонации ее бедные, однообразные, тембр приглушенный, а голос слабый, едва слышный. Улучшить эти качества речи помогают упражнения, связанные с многократным повторением скороговорок, овладением навыками выразительного чтения, тренировкой речевого дыхания.