Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

«Бином фантазии» на уроках русского языка

Роль воображения и творческого мышления в преподавании русского языка

Развитие творческого воображения является одной из составляющих общего развития личности и играет большую роль в коммуникативной практике. Исследователи отмечают, что человеческое общение, по сути, имеет творческий характер: творчество заключается как в восприятии и интерпретации полученных сообщений, так и в конструировании собственного высказывания. Особое значение творческий подход получает в коммуникации в сфере искусства и культуры. Так, диалогичность художественного текста предполагает работу воображения читателя, его творческие усилия по установлению «диалога» с автором в ходе интерпретации.

Развитие воображения и фантазии на уроках русского языка является продуктивным направлением, поскольку позволяет детям видеть нестандартные способы решения языковых задач, творчески использовать языковые средства в процессе создания высказываний, а также реализовывать себя, свой потенциал с помощью средств родного языка.

В преподавании русского языка работа воображения и творческое мышление особенно значимы в тех видах учебной деятельности, которые связаны с созданием оригинальных художественных произведений: сочинений, эссе, рецензий, рассказов, сообщений. Однако не все дети могут применить воображение для создания творческой работы по русскому языку. Это обусловлено разными причинами:

  1. Отсутствие мотивации к написанию сочинения, низкий познавательный интерес.
  2. Слабое владение навыками написания сочинений, неразвитые языковые и речевые способности.
  3. Отсутствие жизненного и читательского опыта, узость интересов.
  4. Неумение применять приемы творческой работы при написании сочинения.

Учитывая эти трудности, учитель должен помогать развивать творческое воображение для успешного написания творческих работ. Одним из приемов совершенствования творческих способностей является «бином фантазии».

«Бином фантазии» на уроках русского языка

Бином фантазии – прием, предложенный Дж. Родари в его книге «Грамматика фантазии». Суть приема заключается в развитии ассоциативного мышления на основе словесного конструирования.

««Бином фантазии» на уроках русского языка» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Слово «бином» является производным от двух других слов: «би» - два, «ном» - имя. Сущность приема заключается в том, что берутся два слова, как правило, не связанные между собой по смыслу. Затем на основе этих слов формируются все возможные словосочетания, выступающие основой для придумывания историй.

Комбинации слов могут быть различными:

  1. Два существительных (два предмета). Например, кошка – очки; улитка – сапоги.
  2. Существительное и глагол (предмет и процесс). К примеру: кошка – летать; улитка – бегать.
  3. Два глагола (два процесса). Например: думать – исчезать.
  4. Существительное и причастие (предмет и его свойство). Например: человек – блестеть.

Учитель может заранее подобрать необходимые слова или придумать их вместе с учениками, выбрав, например, словарные слова из учебника или из материала упражнений. Обязательное условие – слова не должны быть связаны по смыслу, иначе креативной, нестандартной составляющей в работе не будет.

На основе подобранных слов составляются словосочетания: кошка с очками, очки кошки, кошка в очках и проч. После этого учитель предлагает детям выбрать одно из словосочетаний и подумать, как связаны между собой слова в нем, какую историю можно сочинить на его основе. Чтобы помочь детям, можно предложить ориентироваться на вопросы (план):

  1. Кто герой (действующее лицо) истории?
  2. Что необычного, странного в этом герое?
  3. Что случилось с этим героем, какие события произошли?
  4. Как повел себя герой в этих обстоятельствах?
  5. Чем закончилась история?

Пример сочинения, подготовленного учеником на основе применения приема «Бином фантазии» с использованием словосочетания «кошка в очках».

«Жила-была кошка, ловила мышей и лакала молоко из блюдечка. Но вот стала она замечать, что ее редко удается поймать мышь. Слишком уж быстро мыши бегают, а у кошки стали плохо видеть глаза, и она не успевала схватить их за серые хвостики. Хозяева рассердились на бесполезную кошку и выгнали ее на улицу.

Стала кошка бродяжничать. И вот однажды повстречала кошка человека. Он сидел на скамейке в парке и читал газету. А на носу у него были странные стеклышки.

«Извините, - обратилась кошка к человеку, - не могли бы вы сказать мне, что это у вас за странные стеклышки на носу?» Человек засмеялся: «Это не стеклышки, а очки. Я стал носить их, потому что плохо вижу». Кошка обрадовалась: «Значит, и я смогу видеть хорошо, как и прежде!» Кошка расспросила человека и огорчилась: оказалось, что очки стоят денег, а у нее не было ни гроша. Но человек пожалел кошку, купил ей очки и позвал жить к себе.

В доме человека не было мышей, зато он любил читать, и кошка в очках с удовольствием читала вместе с ним газеты и книги».

Как видно из примера, сказка, придуманная ребенком, отличается нестандартным сюжетом и отражает процесс реального речевого творчества.

При использовании «Бинома фантазии» на уроках необходимо также соблюдать ряд правил:

  1. Не ограничивать творческую фантазию детей, заранее определяя тему сочинения.
  2. Не подсказывать сюжеты, стимулировать воображение вопросами (А что могло случиться, если…? А как бы ты поступил на месте героя?).
  3. Определить временные рамки работы.
  4. Независимо от результатов работы похвалить ребенка за участие.
Дата последнего обновления статьи: 30.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot