Антонимы и антонимия
Антонимы в лексической системе русского языка – это лексические единицы, принадлежащие к одному лексико-грамматическому классу, но семантически противопоставленные друг другу.
Например: больной ребёнок – здоровый ребёнок, открыть калитку – закрыть калитку, долгий день – короткая ночь.
Явление, связанное со способностью значений слов вступать в отношения противопоставления, называют антонимией.
Антонимия как лингвистический феномен является отражением парадигматических связей, имеющихся между единицами лексического уровня. Изучением антонимов занимается как лексикология в целом, так и её отрасль – семасиология, предметом которой выступает значение слова как феномен языка.
Антонимические отношения обусловлены не только системными связями в языке, но и особенностями человеческого восприятия действительности, которое связано со стремлением подмечать в реальности противоположные, взаимоисключающие друг друга явления, аспекты. В связи с этим появление антонимов – это осмысление через язык объективной сложности и противоречивости мира.
Традиционно под антонимами понимают лексемы, которые обладают разным планом выражения, общими грамматическим признаками, но противоположной семантикой.
Возможности образования антонимических пар в языке ограничены. Как правило, антонимы существуют только у тех лексем, которые могут быть противопоставлены в каком-либо отношении – количественном (много – мало), качественном (хороший – плохой), временном (утро – вечер) или пространственном (здесь – там). Лексемы с конкретным содержанием (дерево, дом, читать), а также собственные имена не вступают в антонимические отношения. Частеречная принадлежность слов, вступающих в отношения антонимии, разнообразна: встречаются как антонимические пары существительных, так и атрибутивов и глаголов. Как правило, атрибутивных антонимов больше, поскольку они выражают качественные отношения.
Поскольку антонимы передают отношения, присущие крайним точкам семантической парадигмы, то между ними в языке располагаются те лексемы, которые выражают значение, связанное с большим или меньшим проявлением указанного противопоставления: безобразный – отталкивающий – невзрачный – неприятный – некрасивый – красивый – прекрасный.
В системе языка выделяются следующие типы антонимов:
- Полные, которые противопоставлены во всех аспектах содержания: молодой человек – старый человек, умное решение – глупое решение.
- Относительные, противопоставленные только в каком-либо плане значения: невзрачная внешность – привлекательная внешность.
- Контекстные, становящиеся противопоставленными в определённом речевом окружении: неспелая ягода – зелёная ягода, волк – ягнёнок.
- Однокорневые: умный – неумный, добрый – недобрый, открыть – закрыть, одеть – раздеть; разнокорневые: умный – глупый, добрый – злой.
Особняком стоит явление энантиосемии – наличие у слова противоположных (взаимоисключающих) значений: Мы прослушали сообщение (Мы услышали сообщённую информацию / Мы пропустили сообщение мимо ушей). Экскурсанты прошли музей (Экскурсанты осмотрели его изнутри / Экскурсанты прошли мимо музея).
Антонимы и их роль в речи
Антонимы выполняют в речи номинативную функцию, помогают точнее охарактеризовать предметы, их качества или действия, подчеркивая их противоположность.
Особую роль антонимы играют в произведениях художественной литературы, где на их использовании основан один из стилистических приёмов – антитеза, суть которой выражается в сопоставлении контрастных явлений.
Антитеза помогает художникам слова подчеркнуть противоречивость изображаемых явлений бытия, воздействовать на читателя, заставляя его увидеть эти противоречия: Ты богат, я очень беден, Ты прозаик, я поэт (А. С. Пушкин). Ты и убогая, / Ты и обильная, / Ты и могучая, / Ты и бессильная, / Матушка Русь (Н.А. Некрасов).
Антонимы в художественном тексте могут использоваться и для создания афористичных высказываний, подчеркивая парадоксальность мышления автора: У сильного всегда бессильный виноват (А.И. Крылов). Дома новы, да предрассудки стары (А.С. Грибоедов).
Антонимы в качестве характеристики образов персонажей способны создать комический эффект (как в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий»), подчеркнуть противоречивость натуры героя (например, контрастные детали в характеристике героя романа М.Ю. Лермонтова: «Я был угрюм, — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже»).
Особую роль играют антонимы в названиях художественных произведений, позволяя авторам полнее выразить свою идею. Например, на использовании антонимов построены заглавия следующих произведений: «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Толстый и тонкий» А.П. Чехова, «Живые и мёртвые» Л. Гроссмана.
Особым художественным приёмом, основанном на явлении контраста, можно считать оксюморон – соединение в одном образе взаимоисключающих черт: живой труп, «пышное природы увяданье», «плохой хороший человек», горячий снег, звонкая тишина. Однако оксюморон следует отличать от антонимии: в первом случае мы имеем дело с сопоставлением (часто гротескным) в одном образе резко противоположных признаков, во втором – с разными словами, которые образуют связи по принципу противопоставления значений.
Совпадение антонимов, имеющих несколько значений, создаёт каламбурные сочетания: Шедшая под венец молодая была уже далеко не молода.
Антонимы позволяют передать отношения противопоставления, и их роль в речи велика, так они позволяют полнее охарактеризовать явления окружающей действительности.